Авиация Сейсмическая бомба
23 января 2011Оглавление:
1. Сейсмическая бомба
2. Применение
3. Дальнейшее развитие
тип авиационной бомбы, разработанный британским инженером Барнсом Уоллесом и активно применявшийся союзниками в ходе Второй мировой войны во время стратегических бомбардировок Германии.
Разработка
Задолго до начала Второй мировой войны было известно, что ударная волна в сжимаемой среде резко затухает с увеличением расстояния. Поэтому увеличение заряда взрывчатого вещества в бомбе не приводит к пропорциональному увеличению урона, причиняемому бомбой. Прямое попадание обычной бомбы может уничтожить незащищенное строение, однако относительно несложно защитить важные объекты толстым слоем бетона. Ударная волна в таком случае отразится от бетонной поверхности, не причинив ей существенного ущерба.
В то же время ударная волна в несжимаемой среде распространяется значительно дальше. Уоллес установил, что при подземном взрыве почва ведёт себя подобно жидкости и ударная волна в ней распространяется аналогичным образом, вызывая локальные сейсмические колебания. Таким образом, подземный взрыв причиняет гораздо большие повреждения зданиям, чем поверхностный взрыв такой же мощности.
Проблема, вставшая перед Уоллесом, заключалась в том, как разместить взрывчатый заряд под зданием противника. Он предложил создать мощную бомбу обтекаемой формы с прочным корпусом, которая достигала бы земли на высокой скорости и значительно углублялась бы в землю до детонации. Взорвавшись под землёй около цели, такая бомба произвела бы локальное землетрясение, разрушая близлежащие строения. Бетонные укрепления в таком случае лишь способствовали бы передаче сейсмических колебаний.
Расчеты Уоллеса показали, что масса такой бомбы должна составлять около 10 тонн, а сбрасываться она должна с высоты порядка 10-12 км. Причём бомбометание должно быть произведено достаточно точно. В 30-х годах XX века эта идея явно опережала своё время, к тому же руководство Королевских ВВС не склонно было поддерживать столь экзотические проекты. Уоллес переключился на разработку прыгающей бомбы, способной преодолевать противоторпедные сети.
После успешного применения прыгающих бомб отношение командования британских ВВС к Барнсу Уоллесу и его проектам изменилось. Помимо этого, к середине Второй мировой войны бомбардировочная авиация достигла значительных успехов как в точности бомбометания, так и в бомбовой нагрузке. Уоллес вернулся к идее сейсмической бомбы и создал 6-тонную бомбу «Tallboy». Несмотря на то, что она была легче, чем предусматривалось первоначальным проектом, и сбрасывалась с высоты не более 8 км, бомба продемонстрировала свою высокую эффективность против объектов инфраструктуры.
Просмотров: 2426
|