Авиация Штурмтигр - Модификации

22 января 2011


Оглавление:
1. Штурмтигр
2. Модификации
3. Организационно-штатная структура
4. Боевое применение
5. Оценка машины
6. Сохранившиеся экземпляры
7. «Штурмтигр» в сувенирно-игровой индустрии



Серийные «Штурмтигры» модификаций не имели, однако ввиду практически поштучного выпуска, большинство выпущенных машин имели незначительные отличия, как технологического характера, так и вносившиеся с учётом опыта эксплуатации. Прототип первоначально отличался от серийных машин использованием в качестве базы «Тигра» средних, а не поздних выпусков, но уже к 1944 году и он был модернизирован до стандарта серийных машин.

Описание конструкции

«Штурмтигры» переоборудовались из линейных танков «Тигр», при этом переоборудованию подвергалось лишь боевое отделение танка и отчасти — лобовое бронирование корпуса, прочие же узлы оставались практически неизменными. САУ имела компоновку с расположением моторного отделения в кормовой части, трансмиссионного отделения — в лобовой, а совмещённого отделения управления и боевого — в просторной неподвижной рубке в средней части корпуса. Экипаж «Штурмтигра» состоял из пяти человек — механика-водителя, стрелка-радиста, командира, выполнявшего также функции наводчика, и двух заряжающих; участие в заряжании орудия, впрочем, принимал весь экипаж, за исключением водителя, поскольку управляться с 350-килограммовыми снарядами можно было только вчетвером.

Броневой корпус и рубка

Схема бронирования «Штурмтигра»

Броневой корпус базового танка оставался на «Штурмтигре» в целом без изменений, удалялись лишь крыша подбашенной коробки, верхняя и средняя лобовые детали. Кроме этого, на нижнюю лобовую деталь части САУ устанавливалась дополнительная бронеплита. В остальном корпус переделке не подвергался, некоторые «Штурмтигры» даже сохраняли циммеритовое покрытие, нанесённое на корпус части базовых машин.

Корпус и рубка «Штурмтигра» собирались при помощи сварки из катаных броневых плит хромоникелевой стали толщиной 28, 40, 50, 62, 82, 100 и 150 мм, подвергнутых поверхностной закалке на высокую твёрдость. Лобовая часть корпуса была образована верхней бронеплитой толщиной 70 мм, расположенной под углом 80° к вертикали, и нижней, толщиной 100 мм, расположенной под углом 25°. На части выпущенных машин к нижней лобовой детали при помощи болтов крепилась дополнительная плита толщиной 50 мм. Борта корпуса располагались вертикально и имели толщину 62 мм в нижней части и 82 мм — в верхней. Корма корпуса была образована 82-мм бронеплитой, расположенной под углом 8°. Днище корпуса и крыша моторного отделения имели толщину 28 мм.

Сверху на боевое отделение и отделение управления устанавливалась и прикреплялась к корпусу болтами рубка коробчатой формы. Лобовая бронеплита рубки имела толщину 150 мм и устанавливалась под углом 47° к вертикали, борта и корма собирались из 82-мм бронеплит и имели углы наклона 20° и 10°, соответственно. Крыша рубки была образована 40-мм бронеплитой. В лобовой части рубки в литой шаровой установке размещался 380-мм бомбомёт, прикрытый массивной литой же броневой маской, служившей также противовесом для уравновешивания орудия.

Для загрузки 380-мм ракет в САУ служил специальный двухстворчатый люк в крыше рубки. Одна из его створок не имела петель и демонтировалась лишь для загрузки боеприпасов, вторая же использовалась и для посадки и высадки экипажа. Для посадки и высадки экипажа также использовался и люк командира, а в экстренных условиях — и эвакуационный люк в кормовой плите рубки. Для доступа к агрегатам двигателя в крыше моторного отделения имелся ряд люков, однако доступ к агрегатам трансмиссии был значительно затруднён по сравнению с базовой машиной — для её демонтажа необходимо было предварительно снять всю броневую рубку, перекрывавшую часть трансмиссионного отделения.

Вооружение

Ствол «Штурмтигра» с заряженной 380-мм ракетой

Основным вооружением «Штурмтигра» являлся 380-мм корабельный реактивный бомбомёт Raketenwerfer 61 с длиной ствола в 5,4 калибра. Бомбомёт устанавливался в лобовом листе рубки в шаровой установке, позволявшей его наводку в вертикальной плоскости в пределах 0…+85° и в горизонтальной — в пределах ±10°. Для наведения бомбомёта на цель использовался телескопический прицел Pak ZF 3×8, имевший увеличение 3× при поле зрения 8°. Выпущенные машины имели незначительные различия в конструкции орудия — на прототипе устанавливался бомбомёт с так называемой «крупной» нарезкой ствола из 9 нарезов, тогда как на остальных 17 серийных машинах стояли бомбомёты с «мелкой» нарезкой из 36 нарезов. Сделано это было исключительно для облегчения одной из наиболее трудоёмких операций при заряжании орудия — поворота 350-килограммовой ракеты на зарядном лотке до совпадения выступов на ней с нарезами. С 36 нарезами, угол, на который было необходимо повернуть для этого ракету, значительно сокращался.

Бомбомёт вёл огонь ракетами с твердотопливным двигателем, стабилизировавшимися в полёте за счёт вращения, достигавшегося за счёт наклонного расположения сопел её двигателя, а также вхождения выступов на корпусе ракеты в каналы нарезки ствола орудия. Начальная скорость ракеты на выходе из ствола составляла 300 м/с. Хотя ракета при выстреле и создавала небольшую по сравнению с традиционными артиллерийскими системами того же калибра отдачу, чтобы не усложнять конструкцию и не загромождать боевое отделение механизмами отката, конструкторам пришлось прибегнуть к оригинальному решению: газы ракетного двигателя отводились в пространство между стволом и его внешним кожухом, выводясь через отверстия в передней части ствола; таким образом удавалось погасить значительную часть стартовой отдачи.

380-мм фугасная ракета «Штурмтигра»

Максимальный боекомплект бомбомёта состоял из 14 ракет, из которых 12 размещались в укладках по обеим сторонам рубки, одна находилась на зарядном лотке, и ещё одна в стволе, однако обычно экипажи предпочитали загружать в машину лишь 13 снарядов, не занимая зарядный лоток. Обычно в него входили только фугасные ракеты Raketen Sprenggranate массой 351 кг, содержавшие 125 кг тротила. Ракета снабжалась ударными взрывателями AZKM-8 или AZKM-10 с регулируемой задержкой срабатывания, составлявшей от 0,5 до 12 секунд. С 1944 года велась также разработка кумулятивной ракеты Raketen Hohladungsgranate массой 345 кг, предназначенной для поражения особо прочных долговременных укреплений и способной пробить до 2,5 м железобетона, однако до конца войны на вооружение она так и не поступила. Доводка специализированной фугасной ракеты для «Штурмтигра», впрочем, также затягивалась, и на первых порах экипажи «Штурмтигров» были вынуждены использовать для учебных стрельб остатки запаса ракет к морскому варианту бомбомёта.

Зарядка орудия производилась вручную, ввиду значительной массы снарядов для этого использовалась ручная лебёдка, установленная внутри рубки и передвигавшаяся по рельсам на её крыше. Помимо этого, на крыше рубки устанавливался съёмный кран, служивший для загрузки боеприпасов в танк. Ствол орудия для зарядки должен был быть опущен в положение 0°, после чего все четыре человека экипажа проталкивали ракету в ствол при помощи специального инструмента, по откидному лотку с направляющими роликами. При этом, с помощью направляющей планки, ракета приводилась в нужное положение, чтобы выступы на ней совпали с нарезами ствола; также для придания ракете правильного положения мог быть использован специальный ключ. Зарядка орудия являлась трудоёмким и медленным процессом, занимавшим не менее 10 минут, даже при том, что в нём были задействованы четыре члена экипажа.

Вспомогательным оружием САУ для обороны от вражеской пехоты служил 7,92-мм пулемёт MG-34, установленный в шаровой установке Kugelblende 150 в правой части лобового листа рубки, позволявшей его вертикальную наводку в пределах −10…+15° и горизонтальную — в пределах ±5°. Для наведения пулемёта использовался телескопический прицел KZF-2, имевший увеличение 1,8×, боекомплект пулемёта составлял 600 патронов в четырёх лентах. Помимо этого, в крышке люка для загрузки ракет в крыше рубки устанавливался 90-мм гранатомёт NbK 39 с боекомплектом из осколочных и дымовых мин, служивший для обороны от пехоты противника в ближнем бою. Для самообороны экипажа, «Штурмтигр» комплектовался пистолетом-пулемётом MP-40 и 384 патронами к нему в 12 коробчатых магазинах.

Средства наблюдения и связи

Командир танка для наблюдения за полем боя имел стереоскопический перископический наблюдательный прибор Sf 14Z, установленный в крыше рубки. Механик-водитель имел в своём распоряжении стереоскопический наблюдательный прибор Pak ZEC-42, размещённый в лобовом листе рубки. Помимо этого, никаких смотровых приборов, не считая за таковые два пистолетных порта по бокам рубки, у экипажа не имелось. Механик-водитель, вдобавок, даже в небоевых условиях не имел других возможностей для наблюдения за дорогой, за исключением наблюдательного прибора.

Для внешней и внутренней связи «Штурмтигр» сохранял комплект оборудования базового танка — радиостанцию FuG 5 и танковое переговорное устройство SE 10u. Радиостанция FuG 5, бывшая стандартной для средних и тяжёлых германских танков и большинства машин на их базе, состояла из передатчика мощностью 10 Вт и УКВ-приёмника, и обеспечивала связь на дальности до 4—8 км, в зависимости от режима работы.

Двигатель и трансмиссия

Вид на боевое отделение «Штурмтигра», захваченного британскими войсками весной 1945 года. Замок 380-мм бомбомёта отсутствует

На прототипе «Штурмтигра», переоборудованном из «Тигра» «среднего» выпуска, устанавливался V-образный 12-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения HL 210 P30 мощностью 650 л. с. при 3000 об/мин. В дальнейшем, однако, было предписано использовать для конверсии в «Штурмтигр» только «Тигры» «поздних» выпусков, оснащённые аналогичным по схеме двигателем HL 230 P45 мощностью 700 л. с. при 3000 об/мин, что позволяло уменьшить падение подвижности САУ, потяжелевшей на 10 тонн по сравнению с базовым танком.

Двигатель устанавливался в кормовой части САУ, в среднем отсеке моторного отделения. Четыре топливных бака, общей ёмкостью 534 л, размещались по бокам от него в отдельных отсеках. Радиаторы системы охлаждения размещались также в бортовых отсеках, над топливными баками, а воздушные фильтры двигателя размещались непосредственно над ним. Для лучшего притока воздуха, крышки люков моторного отделения над бортовыми отсеками были выполнены решётчатыми. Отвод выхлопных газов от двигателя осуществлялся через две выхлопные трубы, размещённые на кормовой бронеплите и прикрытые массивными бронекожухами.

Трансмиссия всех серийных «Штурмтигров» была идентична, в неё входили:

  • многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле, объединённый в общем корпусе с коробкой передач и стояночным тормозом;
  • восьмиступенчатая безвальная синхронизированная коробка передач «Майбах» OLVAR OG 401216А с постоянным зацеплением шестерён, с гидравлическим сервоприводом и полуавтоматическим управлением;
  • карданный вал;
  • фрикционно-шестерёнчатый механизм поворота «Хеншель» L 801;
  • двухрядные комбинированные бортовые передачи;
  • дисковые механические бортовые тормоза «Аргус» LB 900.4.

Сервопривод коробки передач обеспечивал переключение передач одним движением рычажка на панели механика-водителя, автоматически выключая главный фрикцион и прежнюю передачу, производя синхронизацию и включая новую передачу и главный фрикцион. В случае выхода сервопривода из строя, водитель имел возможность переключать передачи и вручную.

Ходовая часть

Ходовая часть «Штурмтигра» с каждого борта состояла из 24 опорных катков диаметром 800 мм, сдвоенного ведущего колеса диаметром 860 мм и ленивца. Подвеска опорных катков — торсионная, катки располагались в шахматном порядке на 8 осях с каждого борта, на каждой два катка попарно и один — одиночный, образуя в общей сложности четыре ряда. Прототип «Штурмтигра», переоборудованный из «Тигра» «среднего» выпуска, имел, как и базовая машина, обрезиненные опорные катки, но на серийных машинах, переоборудовавшихся из «Тигров» «поздних» выпусков, стояли катки с внутренней амортизацией. Прототип позднее был также переоборудован до этого стандарта, поскольку обрезиненные катки крайне быстро изнашивались под ещё более возросшим по сравнению с базовым танком весом САУ.

Гусеницы «Штурмтигра» — стальные, мелкозвенчатые, двухгребневые, цевочного зацепления, каждая из 96 траков шириной 725 мм и с шагом 130 мм.



Просмотров: 7176


<<< Хвачха
2К1 Марс >>>