Авиация Система сигнализации о пожаре

23 января 2011





Система сигнализации о пожаре

Все пилотируемые летательные аппараты являются сложными, дорогостоящими и чрезвычайно опасными в пожарном отношении транспортными средствами. Ввиду больших запасов топлива на борту, гидравлической жидкости под высоким давлением, разнообразных масел и спецжидкостей, запасов жидкого или газообразного кислорода, огромного количества электрических и электронных систем, нередко под высоким напряжением, наконец, магниевых сплавов и пластмасс – самолёт при пожаре в полёте может сгореть за считанные минуты. Поэтому летательные аппараты оборудованы системами автоматического пожаротушения.

В авиации применяется несколько типов бортовых систем пожарной сигнализации, которые отличаются принципом действия, условиями применения, конструктивным исполнением и т.д. При этом, все эти системы состоят из датчика, усилительно-исполнительного блока, цепей сигнализации. Противопожарные краны, реле и контакторы, баллоны с пламягосящим составом, трубопроводы и т.п. в комплект ССП не входят, но вместе с комплектом ССП образуют систему автоматического пожаротушения ЛА.

Принцип действия

Наиболее распространённые системы пожарной сигнализации типа "ССП" представляют собой тепловые системы с точечными термоэлектрическими датчиками. Чуствительным элементом датчика является термобатарея из последовательно соединённых термопар. Такая батарея имеет чередующиеся инерционные и малоинерционные спаи. Датчики размещаются в наиболее пожароопасных местах - отсеках двигателей, топливных баков, ВСУ, шасси, в грузоотсеке, редукторном отсеке несущего винта на вертолёте, в различных технических отсеках с оборудованием; в других случаях, обусловленных конструкцией ЛА. В исполнительных блоках системы применяются высокочуствительные низкоомные поляризованные реле, которые срабатывают при появдении термоЭДС с датчиков. В дальнейшем сигнал с исполнительного блока поступает на коммутационные реле и далее на пирокраны пожарных баллонов и электрокраны в системе конфигурации трубпроводов пламягасящего состава.

Системы пожарной сигнализации с термоэлектрическими датчиками получили самое широкое распространение в военной и гражданской авиации. Наиболее применяемые модификации: ССП-ФК, ССП-2А, ССП-2АМ, ССП-2И, ССП-2Им, ССП-6, ССП-7, ССП-11, ССП-12. Системы 1С7К и 2С7К также относятся к вышеобозначенным модификациям, хотя и предназначены только для контроля внутридвигательных отсеков.

Технические данные

ОТД ССП-2А, как одной из самых распространённых на отечественных типах ЛА:

В один комплект системы входит блок исполнительный БИ-2АЮ с 18-ю датчиками ДПС-1АГ, соединёнными в группы по три штуки последовательно.

Климатические условия:

-от -60°С до +70°С для блока

-от -60°С до +350°С для датчика

-влажность до 98 %

-давление до 15 мм ртутного столба

Вибрация:

-20÷80 Гц при 0,8÷2,3 g для блока

-20÷200 Гц при 2,5÷5 g для датчика

-инерционность системы менее 1 сек

Условия срабатывания датчиков:

-нагрев датчиков до t более 150°С

-нарастание температуры 2°С/сек

Вес одного комплекта 4 кг

Электропитание от бортсети 27±10 В.

ССП с иными принципами действия

Также на борту ЛА применяются ССП ионизационного типа, принцип действия которых основан на электропроводимости пламени; линейная ССП типа ЛС-1 с трубчатым полупроводниковым датчиком с отрицательным ТКС; некоторые другие.




Просмотров: 3297


<<< Система предупреждения столкновения самолётов в воздухе
Система траекторного управления >>>