Авиация Система траекторного управления
22 января 2011Система траекторного управления — бортовая электронная система, предназначенная для формирования и выдачи потребителям управляющих сигналов по крену и тангажу при автоматическом и директорном управлении летательным аппаратом в режиме захода на посадку по сигналам курсо-глиссадных радиомаяков. Система обеспечивает индикацию командных сигналов и основных навигационно-пилотажных параметров. Кроме режимов захода и посадки, типовая СТУ может обеспечивать самостоятельно или в составе бортового навигационно-пилотажного оборудования режимы автоматического или директорного управления на маршруте, программное управление на маршруте от вычислителей навигационной или радионавигационной системы, автоматический или директорный режим сближения с другим самолётом, режим стабилизации барометрической высоты полёта, режим атаки наземной или воздушной цели и др.
Вероятно, что первой подобной унифицированной аппраратурой, которая довольно широко применялась и до сих пор применяется на отечественных ЛА, была пилотажно-навигационная система "Путь". Сама идея построения системы заключалась в том, чтобы обобщить и представить в удобной для восприятия форме большой объём пилотажно навигационной информации в двух установленных на приборной доске комбинированных приборах - командном пилотажном и навигационном. Кроме этого, система выдаёт сигналы отклонения от заданной траектории полёта на отклонение стрелок и командных индексов по крену и тангажу. При директорном управлении задача пилота сводится к тому, чтобы соответствующим воздействием на органы управления самолётом удерживать командные индексы в околонулевом положении. В режиме автоматического управления управляюшие сигналы поступают как на командные индексы, так и в автопилот. При этом лётчик по положению командных индексов контролирует качество автоматического управления полётом.
Система "Путь" получает информацию от радиотехнической системы ближней навигации РСБН-2, системы посадки СП-50, корректора высоты КВ-11. Состав оборудования системы "Путь" может несколько варьироваться, в зависимости от типа летательного аппарата, на котором она работает. В любом случае применяются приборы типа ПП-1, НКП-4, усилители, вычислители, пульты управления и др. блоки.
Другая, более современная и распространённая система траекторного управления - "Борт", также выпускается в нескольких вариантах комплектации, в зависимости от типа летательного аппарата. Индицирующими приборами этой системы могут быть ПКП-72, ПКП-77 и прибор ПНП-72, оба также в нескольких вариантах исполнения. Информация в СТУ может поступать от РЛС, АРК, РСБН, ЦВМ, МРП, курсовертикалей, ДИСС, корректоров высоты. В вычислителях системы происходит обработка и преобразование информации об угловом и пространственном положении машины в команды управления боковым и продольным движением, блок контроля осуществляет непрерывный контроль исправности вычислителей и смежных с СТУ систем.
В ряде случаев некоторые функции СТУ реализуются аппаратурой САУ и самостоятельная аппаратура СТУ на летательном аппарате не применяется.
Просмотров: 2268
|