Авиация Служба авиационной безопасности
23 января 2011Оглавление:
1. Служба авиационной безопасности
2. Официальное толкование
Служб авиационной безопасности - система органов службы безопасности аэропортов, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению авиационной безопасности Российской Федерации.
История
В 70-е годы прошлого столетия угрозы захватов и угонов воздушных судов из СССР за границу стали активно будоражить мировую общественность. Руководство страны потребовало от своих режимно-охранных органов пресечения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, которые все чаще заканчивались тяжелыми последствиями.
12 июля 1973 года по распоряжению Совмина СССР № 1414-рс в Министерстве гражданской авиации СССР было создано Управление режима, предназначенное для комплексного решения задач по своевременному предупреждению и пресечению возможных попыток угона воздушных судов за границу, совершения других преступных актов против гражданской авиации.
На этом этапе режимного обеспечения безопасности ГА были созданы первые нормативные документы по досмотру пассажиров, а также по предотвращению захватов и угонов воздушных судов за границу. Были усилены меры по охране авиационной техники и особо важных объектов ГА, а также по сохранению государственной и служебной тайны, положено начало созданию отечественной промышленностью технических средств досмотра и их внедрения в эксплуатацию в аэропортах. В 1978 году появились первые образцы отечественных стационарных металлоискателей, а в 1980 - первые рентгено-телевизионные интроскопы.
18 декабря 1983 года была совершена попытка захвата самолета ТУ-134 в Тбилиси и 8 марта 1988 года осуществлен захват в аэропорту Иркутск семьей Овечкиных самолета ТУ-154. Меры авиационной безопасности в то время обеспечивала милиция вместе со службами аэропортов.
В 1988 году Правительство СССР дало поручение Министерству ГА СССР реорганизовать систему защиты деятельности ГА от АНВ. В Министерстве ГА Управление режима было переименовано в Управление авиационной безопасности. Юридическая ответственность за допущенные угоны самолетов и совершенные акты незаконного вмешательства была возложена на гражданскую авиацию. По поручению Совмина СССР Министерству ГА было предложено разработать Государственную Программу защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
В 1990 году только за полгода, начиная с 9 июня и по 30 декабря, в гражданской авиации СССР было совершено 9 угонов и 23 попытки захвата и угона самолетов. Основной причиной угонов ВС явилась неготовность летного состава к появлению на борту воздушного судна преступника, т.к. из расписания курсов подготовки и повышения квалификации летного состава были исключены вопросы авиационной безопасности. Директивы Министерства, инструктажи летного состава, возобновление занятий с пилотами и бортпроводниками не замедлили дать результат. Угоны прекратились, а попытки захватов воздушных судов не приносили успеха преступникам. Многие экипажи воздушных судов были награждены правительственными наградами за проявленное мужество при защите пассажиров и воздушных судов от террористов.
В настоящее время в системе подготовки по АБ заняты 3 учебных авиационных заведения и 26 авиационных учебных центров России. Подготовку и переподготовку прошли тысячи специалистов. Данному вопросу отводится главенствующая роль, наравне с вопросами технического переоснащения служб.
В 1991 году в связи с ликвидацией Министерства ГА СССР во вновь образуемом Министерстве транспорта РФ был создан Департамент воздушного транспорта, в составе которого имелся Отдел АБ.
В 1991-1993 годы в связи с проходящими реформами нормативная база по авиационной безопасности устаревала на глазах. Практической опорой оставались только документы ИКАО. В этот период приоритетным являлось нормативно-правовое обеспечение, создание полного пакета необходимых документов, регламентирующих деятельность в области АБ. Наиболее значимым из них было Положение «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности ГА от актов незаконного вмешательства», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации. По существу - это государственная программа, но только не подкрепленная разделами финансирования мероприятий по обеспечению АБ. Требования этого документа послужили основой для разработки и ввода в действие: «Руководства по досмотру членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади и багажа, грузов, бортзапасов», «Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации», «Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта» и «Типового положения о службе авиационной безопасности эксплуатантов и организаций ГА», «Памятки экипажу воздушного судна по действиям в чрезвычайной обстановке», межведомственных соглашений по взаимодействию и пресечению АНВ, различных инструкций и положений.
В аэропортах ГА в 1994-1997 годы были проведены организационно-технические мероприятия - созданы службы авиационной безопасности.
В марте 1997 года был принят Воздушном кодексе РФ, в котором впервые появилась глава «Авиационная безопасность», раскрывающая вопросы деятельности служб АБ. В текущем, 2007 году, принят Федеральный закон «О транспортной безопасности», который ставит задачи и регламентирует деятельность по защите от АНВ инфраструктуры и транспортных средств всего транспортного комплекса России.
Для реализации положений и требований Воздушного кодекса РФ и Федеральной системы обеспечения защиты деятельности ГА от АНВ в гражданской авиации в 1998 году была введена в действие система обязательной сертификации деятельности юридических лиц по обеспечению авиационной безопасности, распространяющаяся на аэропорты, авиакомпании и другие организации ГА. В настоящее время создана и набирает темпы развития система лицензирования деятельности в области АБ.
В связи с чередой структурных реформ 1997-2004 годов и наращиванием задач Отдел АБ преобразовался в Управление транспортной безопасности Ространснадзора, на который совместно с отделами АБ территориальных органов госавианадзора была возложена функция по государственному контролю и надзору за полнотой соблюдения законодательства в области авиационной и транспортной безопасности, защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства и угроз совершения террористических актов.
37 лет существования Системы безопасности гражданской авиации доказали правильность выбранного направления развития, принятых форм и структуры, показали высокий профессионализм сотрудников, которые являются надежной опорой для стабильной и безопасной деятельности гражданской авиации и всего транспортного комплекса России, стоят на переднем крае борьбы с проявлениями терроризма.
Это подтвердила и комиссия ИКАО, эксперты которой проводили в июне 2008 года плановую проверку соответствия мер авиационной безопасности в России международным Стандартам в области АБ
Просмотров: 4976
|