Авиация Союз (космический корабль) - Общие характеристики
02 апреля 2011Оглавление:
1. Союз (космический корабль)
2. Устройство
3. Общие характеристики
ПАО | СА | БО | Всего | |
«Союз» 7К-ОК | 2650 кг | 2810 кг | 1110 кг | 6560 кг |
«Союз» 7К-Т | 2700 кг | 2850 кг | 1350 кг | 6800 кг |
«Союз» 7К-ТМ | 2654 кг | 2802 кг | 1224 кг | 6680 кг |
«Союз Т» | 2750 кг | 3000 кг | 1100 кг | 6850 кг |
«Союз ТМ» | 2950 кг | 2850 кг | 1450 кг | 7250 кг |
«Союз ТМА» | 2900 кг | 2950 кг | 1370 кг | 7170 кг |
Военные проекты
В начале-середине 1960-х годов создание космических кораблей СССР в рамках программ: «А»/«СЕВЕР», было подчинено двум задачам: полет человека на Луну и выполнение программ Министерства обороны СССР. В частности, в рамках программы «СЕВЕР» были спроектированы инспектор космических объектов «7К-П» «Перехватчик» и его модификация боевой ударный корабль с ракетным вооружением 7К-ППК «Пилотируемый перехватчик».
В 1962 г. был спроектирован инспектор космических объектов «7К-П», который должен был решать задачи осмотра и вывода из строя космических аппаратов противника. Этот проект получил поддержку военного руководства, поскольку были известны планы США по созданию военной орбитальной станции Manned Orbiting Laboratory и маневрирующий космический перехватчик «Союз-П» был бы идеальным средством для борьбы с такими станциями.
Первоначально предполагалось, что «Союз-П» будет обеспечивать сближение корабля с вражеским космическим объектом и выход космонавтов в открытый космос с целью обследования объекта, после чего, в зависимости от результатов осмотра, космонавты либо выведут объект из строя путем механического воздействия, либо «снимут» его с орбиты, поместив в контейнер корабля. Затем от такого технически сложного проекта отказались, так как существовало опасение, что при таком варианте космонавты могут стать жертвами мин-ловушек.
В дальнейшем конструкторы изменили концепцию применения космического корабля. Предполагалось создать модификацию корабля 7К-ППК на двух космонавтов, оснащенный восемью небольшими ракетами. Он должен был сблизиться с космическим аппаратом противника, после чего космонавты, не покидая свой корабль, должны были визуально и с помощью бортовой аппаратуры обследовать объект и принять решение об его уничтожении. Если такое решение принималось, то корабль должен был удалиться на расстояние километра от цели и расстрелять её с помощью бортовых мини-ракет.
Однако от планов создания кораблей-перехватчиков «Союз-П/ППК» впоследствии отказались, в связи с отказом американцев от работ по собственному проекту MOL Manned Orbiting Laboratory. На основе проекта «7К-ОК» разрабатывался военный корабль «Союз-Р», а затем на его основе «Союз-ВИ». Проект корабля «7К-ВИ» появился во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 24 августа 1965 года, предписывающего ускорить работы по созданию военных орбитальных систем. Конструкторы корабля «7К-ВИ» обещали военным создать универсальный боевой корабль, который мог осуществлять визуальную разведку, фоторазведку, совершать маневры для сближения и уничтожения космических аппаратов врага.
В 1967 г. Д. И. Козлов, на тот момент руководитель Куйбышевского филиала ОКБ-1, после неудачных запусков 7К-ОК полностью перекомпоновал и модифицировал переданный в его КБ первоначальный проект «7К-ВИ». Новая модель космического корабля «Звезда» выгодно отличалась от базового 7К-ОК, была воплощена в металле и подготовлена к испытательным полетам. Проект очередного варианта комплекса «Союз-ВИ» был одобрен, правительство утвердило срок испытательного полета конец 1968 года. На спускаемом аппарате находилась авиационная пушка Нудельмана-Рихтера НР-23 модификация хвостового орудия реактивного бомбардировщика «Ту-22», доработанная специально для стрельбы в вакууме. Еще одним новшеством, примененным на «Звезде», стала энергоустановка на базе радиоизотопного источника энергии.
Данная модификация могла стать основой для дальнейшего развития кораблей «Союз», но руководитель ОКБ-1 В. П. Мишин, занявший этот пост после смерти С. П. Королева, используя весь свой авторитет и государственные связи, добился отмены всех полетов «7К-ВИ» и закрыл этот проект, пообещав создать «7К-ВИ/ОИС» путем незначительных модификаций устаревшего 7К-ОК. Позднее было принято окончательное решение, что нет смысла создавать сложную и дорогую модификацию уже существующего корабля «7К-ОК», если последний вполне способен справиться со всеми задачами, которые могут поставить перед ним военные. Другим аргументом стало то, что нельзя распылять силы и средства в ситуации, когда Советский Союз может утратить лидерство в «лунной гонке». Кроме того, руководители ЦКБЭМ не хотели терять монополию на пилотируемые полеты в космос. В конечном итоге, все проекты военного использования пилотируемого космического корабля в Куйбышевском филиале ОКБ-1 были тихо прикрыты в пользу беспилотных систем.
Проект 7К-Р, также, стал основой для разработки транспортной космической системы - 7К-ТК, отвергнутого Челомеем из-за своих низких транспортных возможностей для своей станции «Алмаз» и побудивший его на разработку собственного транспортного корабля - ТКС.
Впрочем, существует и другое мнение, что Челомей изначально проектировал замкнутую систему «Алмаз», запускаемую на УР-500 с пилотируемым тяжелым 20-тонным ТКС, стартуемым с 92-й площадки Байконура.
В конце 1960-х началось проектирование серии кораблей 7К-С изначально для нужд Министерства обороны СССР, в том числе полётов на военную станцию КБ Челомея «Алмаз». 7К-С отличался значительно усовершенствоваными системами. Затем от военного использования 7К-С отказались в пользу более перспективной серии тяжёлых орбитальных кораблей ТКС КБ Челомея, и транспортная модификация военного корабля по программе 7К-С - 7К-СТ под именем «Союз-Т» обеспечивал гражданские миссии на орбите.
Транспортная модификация кораблей серии 7К-С 7К-СТ «Союз-Т» летала на станции Салют-6 и Салют-7. За счет усовершенствования спускаемого аппарата удалось снова увеличить экипаж до трех человек. Кроме того, в этой модификации были возвращены солнечные батареи.
Просмотров: 8965
|