Авиация Список лётчиков-перебежчиков из стран советского блока - Китай
23 января 2011Оглавление:
1. Список лётчиков-перебежчиков из стран советского блока
2. Венгрия
3. Польша
4. СССР
5. Северная Корея
6. Китай
7. Другие страны
Много случаев бегства военных лётчиков произошло из Китая. Лётчики, в большинстве случаев, местом своего приземления выбирали Тайвань. Тайвань всячески мотивировал перелёты лётчиков-перебежчиков в целях пропаганды. За годы холодной войны Тайвань выдал в качестве вознаграждения лётчикам-перебежчикам из Китая более 2,5 тонн золота в слитках. Радио Тайваня вещающее на Китай регулярно извещало китайских слушателей о «прейскуранте» наград в виде золотых слитков, в зависимости от того, на каком самолёте перебежчик перелетел на Тайвань, а также о том, как сумма награды будет распределена, если беглецов будет двое. Перебежчикам из Китая на Тайване гарантировалась служба в ВВС по специальности, всегда в звании, превышавшем бывшее звание беглеца в Китае.
- 12 января 1960 года первый случай бегства китайского военного лётчика. Ян Дэцай, лётчик из 4-й воздушной дивизии ВВС Китая перелетел на МиГ-15 с серийным номером № 6501 из военно-воздушной базы Луцяо в уезд Илань на Тайване. Однако Ян Дэцай разбился при посадке.
- 15 сентября 1961 года лётчики китайских ВВС Шао Сиянь и Гао Юцзун перелетели на самолёте Ан-2 из уезда Цзяо-сянь провинции Шаньдун на южнокорейский остров Чеджудо. 7 октября 1961 года они прибыли на Тайвань. Обоих лётчиков принял лично лидер Тайваня Чан Кайши и после беседы с ними наградил их примерно 25 кг золота. Оба пилота затем служили Воздушных Силах Тайваня и позднее вышли в отставку в ранге полковников. После отставки Шао эмигрировал в США.
- 3 марта 1962 года Лю Чэнсы, лётчик 8-й эскадрильи 3-го крыла 16-го авиаполка ВВС Китая перелетел на МиГ-15 из воздушной базы Луцяо в провинции Чжэцзян прямо в международный аэропорт Чан Кайши города Тайбэй, Тайвань. Лю был награждён примерно 1 000 таэлями и должностью заместителя директора радиостанции ВВС Тайваня. Позднее он был уволен в запас в должности полковника.
- 11 ноября 1965 года лётчик Ли Сяньбинь, капитан 8-й дивизии ВВС Китая перелетел на бомбардировщике Ил-28 с бортовым номером № 0195 с аэродрома Цзяньцяо в Ханчжоу в аэропорт Чан Кайши на Тайване. Угнанный самолёт стал первым полностью работоспособным Ил-28 в руках западных специалистов. Радиооператор/оператор хвостового орудия Лянь Баошэн был обнаружен мёртвым, а штурман Ли Цайван был захвачен живым после неудачной попытки самоубийства. Оба оставшихся в живых перебежчика награждены и назначены на посты в ВВС Тайваня. Ли Сяньбинь был награждён 2 000 таэлями золота, в то время, как Ли Цайвань получил 1 000 таэлей золота. Так как Лянь Баошэн был найден мёртвым, его награда в 1 000 таэлей золота была разделена поровну между Ли Сяньбинем и Ли Цайваном.
- Два года спустя имя Ли Сяньбиня опять попало в заголовки новостей, когда он потребовал, чтобы ему передали все награды, посчитав, что с ним не справедливо обошлись на Тайване. Ли Сянбинь заявил, что он был единственным перебежчиком, в то время, как другие были фактически пленниками во время его побега. Это был факт, с которым позднее согласились и тайваньское правительство и сам, выживший штурман Ли Цайвань. Ли Сянбинь заявил, что весь экипаж самолёта был награждён, как перебежчики, в целях политической пропаганды, что было далеко от правды. Однако он не преуспел в получении всей золотой награды. После почётной отставки в звании полковника из ВВС Тайваня, Ли Сяньбинь получил вид на жительство в Канаде. В 1992 году Ли Сяньбинь опять попал в заголовки новостей, когда он вернулся в Китай через Канаду, после получения информации, что его мать находится при смерти. Его возвращение в Циндао в октябре 1992 года сначала осталось незамеченным. Однако затем он был арестован местной службой общественной безопасности во время его поездки в аэропорт для возвращения в Канаду. Ли Сянбинь был приговорён к 15 годам заключения. Однако позднее срок его заключения был сокращён до 10 лет, а затем срок его заключения был значительно сокращён из-за того, что у него был обнаружен рак желудка в последней стадии. Ли Сяньбинь был досрочно освобождён и умер вскоре после своего освобождения. Многие активисты китайского демократического движения сначала обвиняли китайское правительство в негуманности запрета для Ли Сяньбиня в возвращении в Китай, для посещения своей умирающей матери, а затем обвиняли китайское правительство в том, что оно хочет репатриировать Ли Сяньбиня либо в Канаду, либо на Тайвань, не желая оплачивать счета за его лечение, а у Ли Сяньбиня не было возможности перевести свои средства в Китай. Китайское правительство рассчитывало, что Ли Сяньбинь не покинет Китай зная, что ему осталось жить немного, и что тому хочется быть похороненным рядом со своей матерью.
- Ли Цайван, штурман Ил-28, был во время побега серьёзно ранен Ли Сяньбинем и после неудачной попытки самоубийства был вынужден принять свою судьбу. Во время его пребывания в госпитале, где лечили его ранение в плечо, медсестра, которая ухаживала за ним, влюбилась в него и рассказала ему, что ей поручили следить за ним, по распоряжению тайваньского правительства. После выздоровления Ли Цайван, женившись на медсестре, поселился в её квартире. Однако даже после этого слежка за парой не прекращалась. Генерал-майор тайваньской армии, поручил своему сыну-школьнику, который учился в школе рядом с их домом, следить за этой семьёй, для чего он даже арендовал комнату в её доме. Хотя генерал-майор и его сын в конце концов перестали следить за ними, у Ли Цайвана не было намерения оставаться на Тайване. Так как сестра его жены была замужем за американцем, Ли Цайван, после своей почётной отставки в звании полковника, в 1972 году, со своей женой, эмигрировал в Соединённые Штаты. В 1979 году эта пара получила американское гражданство. В 1982 году китайские дипломаты вышли на контакт с Ли Цайваном и выслушали его версию инцидента. После возобновлённого расследования, в 1984 году китайское правительство реабилитировало Ли Цайваня. После нескольких поездок в Китай в 1990-х гг., Ли Цайван, в конце концов, в 1998 году поселился в Китае.
- 7 июля 1977 года Фань Юанье, лётчик ВВС Китая перелетел на самолёте Shenyang J-6 из Цзиньцзяна на Тайвань. Там лётчик был награждён званием лейтенант-полковник ВВС Тайваня. После его почётной отставки из ВВС Тайваня Фан вложил свои деньги в инвестиционную компанию. Ему была предоставлена американская «грин карта», однако он остался на Тайване для управления своими инвестициями.
- 15 апреля 1979 года, Янь Вэньчан, известный лётчик ВВС Китая, обладатель многочисленных наград во время китайско-вьетнамской войны, был сильно раздосадован после известия, что должность заместителя комиссара эскадрильи была предоставлена другому человеку, а не ему. Янь полагал, что он лучшая кандидатура на эту должность и рассчитывал получить повышение. В результате он решил перелететь во Вьетнам. Решение о бегстве ускорила и информация, что его подразделение собираются перевести в Хунань. Единственная вещь, которую он оставил, была записка своей жене: «Я уезжаю, прощай навсегда!». Однако после того, как его Shenyang J-6 вошёл в пространство Вьетнама со стороны Гуанси, Вьетнам не реагировал на все его попытки выйти на контакт. Факт его смерти вызывает некоторые вопросы, однако Янь погиб от столкновения с вершиной горы на высоте 1000 метров, приблизительно в 80 км от г. Хайфона. Министерство иностранных дел Китая на следующий день заявило Вьетнаму, что данный инцидент был вызван навигационной ошибкой и попросило вернуть останки пилота и истребителя. Однако Вьетнам отказался, и вместо этого, попросил СССР изучить обломки самолёта. Советские авиационные эксперты обнаружили, что авионика J-6 являлась крайне примитивной даже по советским стандартам, и, конечно, отсутствовала какая-либо навигационная авионика. Больше того, связь J-6 была не закодированной, и связь могла быть нарушена воздействием обычной хорошей гражданской радиостанции. Так как Янь был обычным пилотом, который патрулировал воздушное пространство в пределах 10 км от китайско-вьетнамской границы, то его бегство не было обнаружено вплоть до его крушения.
- 16 октября 1982 года лётчик ВВС Китая У Жунгэнь перелетел на Shenyang J-6 из Вэньдэна в аэропорт Сеула. По прибытии на Тайвань У был награждён 4 000 таэлями золота. В 1987 году Ву вышел в почётную отставку из ВВС Тайваня в звании майора и эмигрировал в США.
- 7 августа 1983 года Сунь Тяньцинь, лётчик-испытатель ВВС Китая перелетел на J-7II из г. Далянь в Сеул, Южная Корея. Суню было присвоено звание полковника ВВС Тайваня и 7 000 таэлями золота, что является самой высокой зарегистрированной наградой в таких случаях. В январе 1985 года Сунь женился на Ли Тяньхуэй, китайской музыкантше, которая также бежала на Тайвань, и впоследствии, после почётной отставки из ВВС Тайваня, эта пара эмигрировала в Канаду.
- 14 ноября 1983 года Ван Сюэчэн, 25-летний командир 2-го авиакрыла 18-го авиаполка 6-й дивизии морской авиации Китая перелетел на Shenyang J-5 с бортовым номером 83065 из Дайшаня, провинции Чжэцзян на Тайвань. Под эскортом F-5E, он успешно приземлился в международном аэропорту Чан Кайши. Вану было присвоено звание майора ВВС Тайваня, а также он был награждён 3 000 таэлями золота. После развода Ван женился на местной тайваньской женщине и впоследствии стал отцом двух дочерей и одного сына. Ван также общался по телефону с членами его бывшей семьи в провинции Хэнань. Ван, в отличие от многих других китайских перебежчиков, отказывался эмигрировать из Тайваня.
- 25 августа 1985 года заместитель командира авиакрыла ВВС Китая Сяо Тяньжунь, перелетел на Ил-28 из уезда Цзяо-сянь провинции Шаньдун в южнокорейский город Ири. Во время аварийной посадки на поле погиб штурман Сунь Учунь. Также погиб южнокорейский крестьянин на земле. Радиооператор/хвостовой стрелок Лю Шуи отказался стать перебежчиком, и южнокорейская сторона передала его Китаю, вместе с прахом Сунь Учуня. 20 сентября 1985 года Сяо достиг Тайваня и был награждён 3 000 таэлями золота, а также ему было присвоено звание полковника ВВС Тайваня. Сяо Тяньжунь написал в двух экземплярах декларацию против коммунизма в Китае, и попросил, чтобы один экземпляр был отправлен председателю КПК Ден Сяопину. Сяо был принят лично президентом Тайваня Цзян Цинго. В октябре того же года он появился на параде, посвящённому национальному празднику Тайваня. Позднее Сяо женился на журналистке тайваньского телевидения Чжан Дэфэн, которая помогла ему в его инвестициях на тайваньском фондовом рынке. Однако позднее они развелись.
- 21 февраля 1986 года Чэнь Баочжун, командир эскадрильи 3-го авиакрыла 4-го полка воздушной разведки перелетел на разведывательной версии самолёта Shenyang J-6 с бортовым номером 3283 из аэропорта города Шэньян в аэропорт южнокорейского города Сувон провинции Кёнгидо. Чен достиг Тайваня 30 апреля 1986 года. Он был награждён 5 000 таэлями золота. После его почётной отставки из ВВС Тайваня о нём имеется мало информации.
- 24 октября 1986 года лётчик ВВС Китая Чжэн Цайтянь перелетел на самолёте Shenyang J-6 из города Яньтай на южнокорейскую авиабазу K-16 под Сеулом, а потом он был переправлен на Тайвань, где он был награждён 5 000 таэлями золота. Из всех китайских лётчиков-перебежчиков жизнь у Чжэна сложилась тяжелее всех. Он вложил большую часть своих денег в предприятие по производству электроники, однако предприятие обанкротилось. Неудачей обернулись и его последующие инвестиции, в которых он потерял остатки денег.
- 19 ноября 1987 года Лю Чжиюань, командир эскадрильи 49-й дивизии ВВС Китая перелетел на самолёте Shenyang J-6 с бортовым номером 40208 из аэродрома Лунси в городе Чжанчжоу на авиабазу Цинцюаньган на Тайване. Лю Чжиюань был награждён 5 000 таэлями золота. Лю удачно инвестировал свои средства на тайваньском фондовом рынке, и его капитал впоследствии достиг более, чем 10 млн новых тайваньских долларов.
- 6 сентября 1989 года Цзян Вэньхао, 23-летний лейтенант 2-го авиакрыла 145-го полка 49-й дивизии ВВС Китая перелетел на самолёте Shenyang J-6, с бортовым номером 40307, из аэродрома Лунси в городе Чжанчжоу провинции Фуцзянь, в аэропорт Шанъи, расположенный на небольшой группе островов Цзиньмэнь, принадлежащих Тайваню. С Цзяном провёл беседу начальник генерального штаба вооружённых сил Тайваня Хао Боцунь Цзяну было присвоено звание лейтенанта ВВС Тайваня. Финансовая награда для Цзяна, однако, была сокращена с первоначальных 5 000 таэлей до 2 000 таэлей золота. Правительство Тайваня 15 сентября 1988 года, вследствие снижения напряжения в отношениях с Китаем в 1980-х гг, и в ответ на подобный шаг со стороны Китая четырьмя днями ранее, значительно сократило суммы выплаты вознаграждения для китайских перебежчиков. Цзян позднее вышел в отставку из ВВС Тайваня в звании капитана. Впоследствии Цзян стал известным подводным фотографом, и получил ряд наград за успехи на новом поприще. Также работал инструктором по дайвингу.
- 25 августа 1990 года старший лейтенант Ван Баоюй на китайском самолёте J-6 с бортовым номером «20520» перелетел советско-китайскую границу в районе горы Столовой, а затем совершил посадку в аэропорту Владивостока. Конечной целью Ван Баоюя была эмиграция в США. Способом решения этой задачи он выбрал перелёт через ближайшую границу в СССР. Однако российско-китайские отношению к этому времени уже кардинально изменились. Решением президента СССР Горбачёва и истребитель и пилот через четыре дня были возвращены властям Китая. Ван Баоюй был приговорен к смертной казни, которая затем была заменена пожизненным заключением. Китайские диссиденты за границей протестовали против действий правительства СССР. По воспоминаниям очевидца-прапорщика это произошло следующим образом:"В один из солнечных дней над нашим аэродромом пронесся Миг 19, мы даже опешили, потом он совершил посадку, за рулил, и стал требовать керосина для дальнейшего перелета в Японию, подъехали особисты, и объяснили, что он уже не куда не полетит. Самолет зачехлили и спрятали, летчика увезли. Через несколько дней прилетели китайцы, им передали незадачливого перебежчика, как только он попал в руки, они начали его избивать. Били очень сильно, волоча к самолету. Затащив улетели. За ним и улетел и Миг 19 с другим пилотом."
Просмотров: 8734
|