Авиация Sukhoi Superjet 100
03 июля 2011Оглавление:
1. Sukhoi Superjet 100
2. Эксплуатация
3. Варианты
4. Галерея
Sukhoi Superjet 100 российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный компанией «Гражданские самолёты Сухого» совместно с рядом зарубежных компаний.
Семейство самолётов Sukhoi Superjet 100 состоит из двух вариантов на 75 и 95 пассажиров в конфигурации с базовой дальностью и увеличенной дальностью. Компоновка — узкофюзеляжный низкоплан, в салоне пять кресел в ряду.
Прорабатываются варианты изготовления самолёта с конфигурацией бизнес- и VIP-класса, а также увеличенной длиной фюзеляжа и пассажировместимостью.
Прямые конкуренты Superjet 100 самолёты Embraer серии E-Jet, Bombardier серии CRJ, ARJ21, Ан-148, Ту-334, Mitsubishi Regional Jet.
История создания
Разработку самолёта осуществляет ЗАО «Гражданские самолёты Сухого».
Сборка осуществляется в городе Комсомольске-на-Амуре в КФ ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» при участии ОАО «КнААПО». По официальным данным, стоимость разработки по состоянию на 2008 год SSJ 100 составляла ориентировочно 1,4 млрд долларов. В данную сумму не входит стоимость разработки двигателя.
Участники программы Superjet 100 | |
---|---|
Компания | Вклад в программу |
Alenia Aeronautica |
Акционер компании. Участвует в сертификации, продвижении на рынок. Привлекает зарубежные кредиты и гарантии. |
Boeing |
Консультирование в области менеджмента проекта, маркетингового планирования, сертификации и поддержки потребителей |
PowerJet |
Разработка и производство двигателя SaM 146 |
Thales | Поставка авионики |
Liebherr | Системы управления и жизнеобеспечения |
Messier-Dowty | Шасси |
Intertechnique | Топливная система |
B/E Aerospace | Кислородная система, интерьер, двери |
Autronics | Противопожарная система |
Honeywell | Вспомогательная силовая установка |
IPECO | Кресла экипажа |
Parker | Гидравлическая система и бортовая система генерации инертного газа |
Hamilton Sundstrand | Система электроснабжения |
Vibro-Meter | Датчики вибрации двигателя |
Goodrich | Колёса, тормозная система |
Sully | Остекление фюзеляжа и кабины пилотов |
SAMCO | Двери |
ОАО ПКО «Теплообменник», Нижний Новгород | Система кондиционирования воздуха |
ООО НПП «СКАТ», Йошкар-Ола | Молниезащита |
Ульяновское КБ приборостроения | Концентратор данных |
ВСМПО-АВИСМА | Титановые детали |
ОАО «Гидромаш», Нижний Новгород | Звенья подкосов шасси |
ВАСО | Изделия из композитных материалов |
АэроКомпозит | Композитное крыло |
НАПО | Элементы фюзеляжа Ф1 и Ф5, оперение |
КнААПО | Элементы фюзеляжа Ф2, Ф3, Ф4, центроплан, пилон, механизация крыла |
Каменск-Уральский_металлургический_завод | Алюминиевые заготовки |
Le Bosec | Система нанесения водоотталкивающего покрытия |
ECE | Внешнее освещение |
Dunlop | Шины |
Air Cruisers | Аварийно-спасательное оборудование |
Esterel Technologies | Дисплей кабины |
Avibank Mfg. Inc. | Заклёпки, Метизы |
Teledyne Controls | Система регистрации параметров полёта, Бортовой самописец |
Хронология реализации проекта
К началу 2000-х годов большая часть среднемагистральных и региональных авиаперевозок в России совершалась на самолётах Ту-134, Ту-154 и Як-42. При этом серийное производство Ту-134 и Як-42 было прекращено в 1984 и в 2000 году соответственно. Эти типы самолётов не соответствуют современным требованиям ИКАО по выхлопам вредных веществ в атмосферу и шуму. При стремительном устаревании авиапарка российского и советского производства авиакомпании вынуждены были закупать самолёты за рубежом.
В 2000 году ОАО "Компания «Сухой» приняла решение разработать пассажирский самолёт для ближних и средних линий, для этого в этом же году в составе холдинга «Сухой» было создано закрытое акционерное общество «Гражданские самолёты Сухого». Новый российский лайнер получил название «Российский региональный самолёт». В декабре 2002 года ГСС заключил долгосрочные контракты о сотрудничестве с корпорацией «Боинг» и французской фирмой Snecma, совместно с НПО «Сатурн» начавшей разработку двигателя для RRJ. 28 апреля 2004 года Международный авиационный комитет принял от ГСС заявку на получение для RRJ сертификата типа.
1 февраля 2005 года в Комсомольске-на-Амуре был создан филиал ГСС, который позже будет собирать как опытные, так и серийные самолёты на КнААПО.
17 февраля 2006 на КнААПО начата сборка первого RRJ, 28 января 2007 года он был доставлен на Ан-124 из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский для проведения статических испытаний в ЦАГИ.
17 июля 2006 года на авиасалоне в Фарнборо компания «Сухой» представила официальное название самолёта, созданного по проекту RRJ Sukhoi SuperJet 100. 26 сентября 2007, в 12 часов дня по местному времени в Комсомольске-на-Амуре состоялась официальная презентация первого опытного экземпляра Sukhoi Superjet 100. Промо-окраска первого летного экземпляра самолета выполнена российским дизайнером В.Пирожковым.
19 мая 2008 года Sukhoi Superjet 100 #95001 совершил свой премьерный полёт. В соответствии с полётным заданием самолёт поднялся на высоту 1200 метров. В ходе полёта лайнер выполнил взлёт, четыре прохода над полосой на разной высоте, пролёт по заданному периметру и заход на посадку. Посадка самолёта прошла успешно.
24 декабря 2008 года второй лётный экземпляр совершил первый полёт под управлением лётчиков-испытателей Леонида Чикунова и Николая Пушенко. Самолёт провел в воздухе 2,5 часа, высота полёта до 6000 метров.
В июне 2009 года впервые лётный Sukhoi Superjet 100 SN 97003 принял участие в международном авиасалоне в Ле-Бурже, в августе в Международном авиакосмическом салоне в Жуковском.
25 июля 2009 года в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полёт лётного экземпляра с бортовым номером SN 95004, полностью оснащённого всеми системами и пассажирским салоном.
4 февраля 2010 четвертый опытный самолёт SN95005 выполнил свой премьерный полёт и присоединился к программе сертификационных испытаний. В июле 2010 лайнер принял участие в международном авиасалоне в Фарнборо.
16 января 2011 первый самолёт прошёл конечную покраску на Ульяновском предприятии «Спектр-авиа», и был передан непосредственным заказчикам, коими являются авиакомпания Армавиа и президентский авиаотряд «Россия».
28 января 2011 Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета принял решение о выдаче Сертификата типа на самолёт RRJ-95В разработки ЗАО «Гражданские самолёты Сухого». Одновременно на основании оценки системы качества разработки и практической деятельности организации, АР МАК принял решение о выдаче ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» Сертификата разработчика гражданской авиационной техники.
31 января 2011 в Комсомольске-на-Амуре состоялся премьерный полёт первого самолёта Sukhoi Superjet 100 № 95008, предназначенного для авиакомпании «Аэрофлот». Этот самолёт назван в честь легендарного советского лётчика Михаила Водопьянова.
3 февраля 2011 авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета выдал ЗАО Гражданские самолёты Сухого сертификат типа на самолёт Sukhoi SuperJet-100.
15 апреля 2011 Министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил что авиакомпания «Аэрофлот» предложит правительству ввести штрафные санкции в отношении «Гражданских самолётов Сухого» за задержку поставок самолётов Sukhoi Superjet 100. Он также отметил, что у «Аэрофлота» есть претензии к Superjet и по техническим параметрам. По данным газеты «Ведомости» на этот раз претензии «Аэрофлота» связаны не со сроками поставок, а с меньшей топливной эффективностью по сравнению с ожидавшейся.
19 апреля 2011 первый серийный Sukhoi SuperJet 100 № 95007 был передан в эксплуатацию армянской авиакомпании Armavia. Лайнер получил собственное имя в честь первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
21 апреля 2011 первый пассажирский рейс ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100, выполненный армянской авиакомпанией Armavia, приземлился в аэропорту «Шереметьево».
Проект SSJ-NG - продолжение проекта SSJ
Успех проекта SSJ способствовал принятию в 2009 году решения о начале работ по созданию ближнемагистрального самолета нового поколения - 130-местного самолета проекта SSJ-NG.
Проект SSJ-NG в ноябре 2010 года успешно прошел первые «ворота качества».
Испытания
С самого начала реализации проекта Sukhoi Superjet 100 компания «Гражданские самолёты Сухого» выбрала стратегию параллельной сертификации самолёта по нормам АР МАК и EASA. Параллельная сертификация соответствует взятому курсу на международную кооперацию с лучшими в мировом авиастроении партнерами и поставщиками. Кроме того, проведение параллельной сертификации самолёта приведет к сокращению промежутка между получением российского и европейского типа сертификатов.
20 февраля 2008 года в рамках подготовки к первому полёту в Комсомольске-на-Амуре была успешно проведена первая гонка двигателей SaM146 на первом лётном экземпляре Sukhoi Superjet 100. 14 мая 2008 года самолёт был впервые испытан на взлётно-посадочной полосе: отрабатывалась рулёжка и пробежка самолёта.
К октябрю 2008 года SSJ100 прошёл цикл заводских испытаний и приступил к процессу сертификации в Межгосударственном авиационном комитете. 2 ноября 2008 года самолёт Sukhoi Superjet 100 с бортовым номером 95006 был доставлен из Комсомольска-на-Амуре в Новосибирское авиационное производственное объединение для прохождения ресурсных испытаний.
1 апреля 2009 года два опытных самолёта Sukhoi Superjet 100, 95001 и 95003, выполнив перелёт Комсомольск-на-Амуре Новосибирск Жуковский, успешно совершили посадку в ЛИИ им. Громова. Обе машины продолжили программу сертификационных лётных испытаний на базе Лётно-испытательного комплекса "Гражданских самолётов «Сухого», оснащённого полным комплексом оборудования и соответствующими программными продуктами, необходимыми для обработки полётных данных. Тогда же пилоты Европейского агентства по авиационной безопасности провели на них первые ознакомительные полёты, направленные на первоначальное ознакомление с самолётами и предварительную оценку их характеристик управляемости.
К лету 2009 года Sukhoi Superjet 100 SN 95001 вернулся на лётно-испытательный комплекс в подмосковный Жуковский из Архангельска, где успешно прошел испытания в условиях естественного обледенения. А в сентябре 2009 года Sukhoi Superjet 100 SN 95003 завершил программу сертификационных лётных испытаний в условиях высокогорья в Армении.
В июле 2009 к программе лётных испытаний присоединился третий опытный Sukhoi Superjet 100 SN 95004. В марте 2010 года, выполнив намеченную программу испытательных полётов, лайнер 95004 завершил программу испытаний в условиях низких температур в Якутске. В октябре 2010, в ходе испытаний в Турине, Sukhoi Superjet 100 стал первым российским самолётом, экспериментально подтвердившим соответствие европейским требованиям по уровню шума на местности.
В сентябре 2010 года Специалисты Центрального аэрогидродинамического института успешно завершили программу сертификационных испытаний конструкции самолёта Sukhoi Superjet 100 на статическую прочность. В период с октября 2008 г. по август 2010 г. в испытательной лаборатории ФГУП «ЦАГИ» в полном объёме испытаны на прочность основные агрегаты самолёта: фюзеляж, крыло, вертикальное и горизонтальное оперение, агрегаты механизации крыла, проводка системы управления, узлы навески передней и основной опор шасси, пилон и узлы крепления двигателей, двери, остекление кабины экипажа и пассажирского салона, узлы крепления самолётного оборудования и др. В результате испытаний были получены все необходимые экспериментальные данные, подтверждающие безопасность самолётов SSJ100 и позволяющие продолжить работы с целью дальнейшего развития семейства SSJ100.
В настоящее время в сертификационных испытаниях принимают участие четыре лётных образца.
Поскольку облик типовой конструкции не сформирован, оформляется временный сертификат, с назначенным ресурсом 3000 часов и 2200 посадок.
Производство
В настоящее время в разной степени готовности в производстве находятся 17 серийных самолётов, 5 из которых в цехе окончательной сборки. Первый серийный самолёт Sukhoi Superjet 100 № 95007 передан на ЛИС и 4.11.2010 поднялся в небо. Самолёт покрашен в оригинальные цвета Armavia и получил имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Второй серийный самолёт № 95008 в настоящее время покрашен в оригинальные цвета Аэрофлота и получил имя героя Советского Союза лётчика Михаила Водопьянова. 31 января 2011 года самолёт впервые поднялся в воздух.
Сроки поставки заказчикам
Первые поставки серийных самолётов были запланированы на конец 2008 года, однако этот срок неоднократно переносился. В декабре 2009 министр промышленности и торговли Виктор Христенко заявил об ожидаемом начале поставок в середине 2010.
В начале августа 2009 в прессе появились сообщения, что первый коммерческий рейс Sukhoi Superjet намечен на 28 декабря 2009 года. В общероссийскую систему продажи авиационных билетов Сирена были также введены рейсы на 14 других направлений, на которых в 2010 году «Аэрофлот» предполагал использовать самолёты этого типа. Однако коммерческая эксплуатация самолёта в указанные сроки не началась.
В мае 2010 президент ОАК Алексей Федоров в интервью сообщил о переносе сроков поставки на конец 2010 года. Первыми заказчиками будут «Аэрофлот» и Armavia. Перенос сроков связан с тем, что сертификация двигателей потребовала больше времени, чем было запланировано. В мае в цехе окончательной сборки на КнААПО стояли фюзеляжи пяти машин без двигателей.
23 июня на двигатели был получен сертификат EASA. НПО «Сатурн» до конца 2010 года планирует поставить 13 двигателей SaM146 и 33 двигателя в 2011 году с возможным увеличением до 48 двигателей. В июле 2010 года губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт заявил, что до конца 2010 года первые три серийных Sukhoi Superjet 100 получат компании «Армавиа» и «Аэрофлот».
Первый серийный самолёт, предназначенный для «Армавиа», поднялся в воздух 4 ноября 2010.
16.03.2011 появились сообщения, что первый лайнер Superjet будет поставлен «Армавиа» через 2-3 месяца.. 17.03.2011 ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» опровергло эту информацию и заявило, что «Официальная церемония передачи самолёта авиакомпании „Армавиа“ состоится в апреле 2011г». 12.04.2011 «Армавиа» и ГСС подписали в Комсомольске-на-Амуре акт технической приёмки Sukhoi Superjet 100.
Всего в 2011 году планируется сдать 7 самолетов.
Просмотров: 4553
|