Авиация Супрун, Степан Павлович
22 января 2011Оглавление:
1. Супрун, Степан Павлович
2. Награды
Степан Павлович Супрун 4 июля 1941) выдающийся советский лётчик-испытатель, военный лётчик-истребитель.
Близкий друг Валерия Чкалова и Александра Покрышкина. Проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, 2PA-L. Первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне
Биография
- 1913 вместе с семьей эмигрирует в Канаду, где живет в г. Виннипег
- 1922 по совету отца вступает в Лигу Молодых Коммунистов
- 1924 вместе с семьей вернулся в СССР
- 1929 вступил в ряды РККА
- 1930 член ВКП, окончил школу младших авиационных специалистов
- 1931 окончил школу военных лётчиков
- 1933 начинает службу лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА
- 1937 избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа
- 1937 исключён из партии в связи с делом Гамарника, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен
- июнь 1939 январь 1940 участвовал в национально-освободительной войне в Китае, на И-16 лично сбил 6 японских самолётов. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов
- 1940 в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию. Во время пребывания облетал самолеты Bf.109, Heinkel Не.100, Supermarine Spitfire.
- 1941 с началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3. Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.
- 30 июня 1941 г. ЗАПИСКА ЛЕТЧИКА-ИСПЫТАТЕЛЯ, КОМАНДИРА АВИАЦИОННОГО ПОЛКА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ С. П. СУПРУНА
Чкаловская
Дорогим родным. Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков-орлов. Приложу все свои силы,
чтоб доказать фашистской сволочи, на что способны советские летчики.Вас прошу не беспокоиться. Целую всех. Степан.
- 4 июля 1941, атакуя бомбардировщик Fw-200 был ранен в грудь бортовым стрелком, после чего подвергся атаке шести истребителей Bf.109, сумел сбить один из них и посадить горящий самолёт, однако выбраться из машины до того, как пламя охватило её, не смог.
Существует и другая версия гибели лётчика. А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов, в своей книге «Истребитель „МиГ-3“» упоминают об отчёте, который был составлен начальником штаба 401-го иап Морозовым и подписанный командиром 23-й сад полковником В. Е. Нестерцевым: «При возвращении группы бомбардировщиков, сопровождаемых МиГ—3, десятым шел подполковник Супрун. Отделившись от группы, желая провести разведку по дороге Борисов Орша, он снизился до малой высоты и, по-видимому, был сбит огнем с земли. В районе Толочина были найдены сгоревший самолет и труп летчика. В обломках найдена Золотая Звезда».
Посмертная история
- 5 июля 1941 года похоронен местными жителями близ деревни Монастыри. В это же время немецкая пропаганда пустила слух о том, что подполковник Супрун сдался в плен. В этой связи И. В. Сталин лично распорядился узнать место и причину гибели пилота. Комиссия установила, что 9 июля 1941 года в штаб дивизии пришёл крестьянин, который принёс значок депутата Верховного Совета СССР, медаль «Золотая Звезда» № 461, обгоревшие документы и пистолет ТТ.
- 1960 было обнаружено захоронение, состоялся перенос праха на Новодевичье кладбище Москвы
Крылатые выражения
- «На этой штуке делать посадку все равно, что целовать кобру: опасно и никакого удовольствия»
Просмотров: 1819
|