Авиация Та-1

06 июля 2011


Оглавление:
1. Та-1
2. Тактико-технические характеристики



Двухмоторный истребитель сопровождения, конструкции Таирова, одноместный среднеплан с мощным неподвижным вооружением. Конструкция смешанная. Кабина летчика защищена броней спереди, бронеспинкой сзади и лобовым бронестеклом внутри плексигласового фонаря. Боковые стенки выполнялись из листового дюраля толщиной 12 мм. Спереди кабина закрывалась 8-мм бронеплитой, за головой и спиной летчика устанавливались бронеплиты толщиной 13 мм. Снизу кабина пилота обшивалась 5-мм стальным листом. Фонарь кабины пилота откидывался назад, а за неподвижным прозрачным козырьком устанавливалось 45-мм бронестекло. Госиспытания начались 31 декабря 1939 г. При полетной массе 5250 кг самолет показал максимальную скорость у земли 488 км/ч, а на высоте 7550 м — 567 км/ч. Высоту 5000 м истребитель набирал за 5,5 мин.

Пожалуй один из самых незамеченных советских истребителей, Та-1 никогда не рассматривался собственно как успешный двухмоторный истребитель. Хотя сравнение его ТТХ с любым современным ему двухмоторным самолетом, казалось бы, не может не наводить на эту мысль. Практически из иностранных машин его можно сравнить лишь с Ме-110 и Р-38 «Лайтнинг», а из отечественных — с ТИС-А и Гр-1. Сравнение с Ме-110 крайне красноречиво — у советского самолета слабее двигатели, но выше скорость, скороподъёмность, значительно лучше вооружение и бронирование. Кроме того, моторы воздушного охлаждения дают и значительно большую живучесть винтомоторной группы; лучше у М-88 в сравнении с ДБ-601 и высотность. Американский самолет — более трудный конкурент, так как у него также моторы воздушного охлаждения, но значительно более мощные, за счет чего скорость и скороподъемность значительно выше. Вооружение — 8 крупнокалиберных «Браунингов» — многочисленнее. Правда вес секундного залпа — всего 4,2 кг — значительно уступает 5,7 кг даже самого слабого варианта Та-1 — 4 ШВАКа и 2 ШКАС. Кроме того, отсутствует у американского самолета и броневая защита кабины пилота спереди, слабее бронеспинка сзади, нет боковой защиты, равно как и нет бронирования снизу. Следует также отметить и тот факт, что М-88 в тот момент быстро эволюционировал и летом 1941 г. показал на государственных 100-часовых испытаниях 1350 л.с. С такой мощностью Та-1 показал бы скорость и скороподъемность, не уступающие «Лайтнингу», хотя по прежнему уступал бы ему в дальности, не нужной истребителю на Восточном фронте.

Некоторое недоумение вызывает выбор вооружение Та-1. Его можно объяснить лишь общим перед Второй мировой войной увлечением авиапушками в отрыве от их конкретных ТТХ. Именно такое увлечение привело к использованию немцами MG-FF, американцами — 37-мм пушки со скорострельностью 1,5 выстрела в секунду и прочим сомнительным решениям. Так, ШВАК, весящий вдвое больше УБ, имел лишь на 60% больший вес секундного залпа. Кроме того, неудачная форма снарядов этой пушки вела к быстрой потере последними скорости, снижению кучности, то есть вероятности попасть в цель, и энергии, то есть бронепробиваемости. Неясны также причины использования ШКАСов, вместо УльтрашКАСов или «спарок» ШКАСов. В случае использования набора 6 пулеметов УБ и 2 «спарок», на 20 кг более легкого по весу, чем базисный залпа самолета достигла бы 6,72 кг, то есть выросла бы на 17%. При использовании 3 «спарок» ШКАС и 6 УБ, то есть веса вооружения равного использованному Таировым, масса залпа достигла бы 7,68 кг/с, то есть выросла бы более чем на 35%.

Про рекомендованный военными набор вооружения, который планировалось использовать на Та-3, сказать что-то позитивное еще сложнее калибра 37 мм, две 23-мм пушки МП-б и два пулемета ШКАС). Единственное преимущество перед тем, что хотел установить конструктор — способность поражать средние танки при пикировании на них сверху. Недостатки — рост веса вооружения более чем на четверть, со 190 до 245 кг и снижение массы секундного залпа. 6 УБ и 3 «спарки» дали бы 400 пуль в секунду, из которых 100 — крупнокалиберных. Вариант военных давал всего 29 снарядов в секунду, при в полтора раза меньшей массе залпа. Бронепробиваемость же УБ позволяла пробивать верхнюю броню «Пантеры» уже с высоты 500 м — сотней пуль в секунду.



Просмотров: 1973


<<< Су-9 (1946)
Ту-128 >>>