Авиация Таганрогский авиационный колледж им. В. М. Петлякова

23 января 2011





Таганрогский авиационный колледж имени В. М. Петлякова как среднее специальное учебное заведение был образован в связи с возникшей необходимостью в подготовке квалифицированных техников для быстрорастущей промышленности Таганрога и горнорудных районов Донбасса. Училище было учреждено на основании статьи № 1814 Государственного Совета училищ Высочайшим повелением 5 июня 1899 года.

Торжественное открытие состоялось 28 октября 1899 года в составе первых двух классов в здании некогда принадлежавшем купцу-миллионщику Марку Вальяно. Это стало важным событием в жизни города и округа. Родилось первое учебное заведение, которое стало готовить специалистов технического профиля. Первый выпуск техников училище произвело только в 1907 году.

История реорганизаций колледжа

Здание Таганрогского авиационного колледжа им. В. М. Петлякова, 2007 год
  • 1992 — по наст. время — Таганрогский авиационный колледж имени В. М. Петлякова;
  • 1992—1966 — Таганрогский авиационный техникум имени В.М. Петлякова;
  • 1930—1966 — Таганрогский авиационный техникум;
  • 1925—1930 — Таганрогский индустриальный техникум;
  • 1920—1925 — Таганрогский механико-металлургический техникум;
  • 1899—1920 — Таганрогское техническое училище.

Первым директором училища стал крупный инженер-технолог, действительный статский советник Н. П. Оловягин, проработавший в этой должности почти 19 лет. Николай Петрович сумел в короткий срок создать квалифицированный коллектив преподавателей, а сделать это было непросто. Он сам преподавал в училище механику и арифметику. Н. П. Оловягин был известен в городе и Области Войска Донского как образованный и прогрессивно мыслящий человек. Он в 1903 году был избран заместителем председателя Донского попечительства народной трезвости. Ему же принадлежит идея о создании при училище ремесленной школы для детей. Она стала действовать несколько позже с 1902/1903 учебного года в составе одного первого класса. Это было фактически началом профессионального образования рабочих в Таганроге. Он очень много сделал для развития училища и превращения его в одно из лучших учебных заведений с хорошей общеобразовательной и технической подготовкой. Здесь изучались русский и французский языки, география, история, математика, физика, механика, технология материалов, химия, металлургия, горное дело, геодезия, черчение… Учащиеся работали в столярной, слесарной, механической мастерских, в кузнице, машинном и литейном отделениях. Среди преподавателей тех лет выделялись В. Н. Пономарев, С. М. Медведков, С. Г. Сикорский, А. Р. Поплавский, П. А. Кузьмин, А. С. Сотников, О. М. Знаменский и другие.

Уже в 1899 году встал вопрос о постройке нового специального здания для училища, а в следующем, 1900 году, при училище учреждается должность почетного попечителя и на нее был назначен статский советник А. Б. Нентцель. С марта 1901 года в училище и в его мастерских было устроено электрическое освещение. С декабря 1903 года была установлена форменная одежда нового образца для учеников училища. Для расширения материальной базы училищу нужно были не только средства, но и земля, — для чего в 1909 году приобретается в собственность училища имение статского советника К. А. Торопова.

Училище славилось в дореволюционные годы среди местной молодежи не только как престижное учебное заведение, известно было что в училище проходили самые блистательные праздничные балы, чему немало способствовали и прекрасный актовый зал, и конкурирующий даже с оркестром пожарных собственный духовой оркестр училища. В стенах училища нередко устраивались выставки, связанные с техническими новинками и достижениями.

В 1912 году училище приняло участие в международной учебно-промышленной выставке «Устройство и оборудование», организованной в Санкт-Петербурге.

С первых лет создания техническое училище становится престижным учебным заведением и сотни молодых людей мечтают надеть форменные фуражки с молоточками. До середины 1917 года училище представляло собой во-первых среднюю общеобразовательную школу, которая давала вполне законченное образование, соответствующее полному курсу реальных училищ), а во-вторых, среднее техническое училище готовило техников механического дела применительно к горнозаводской промышленности. Училище подчинялось Харьковскому учебному округу и вскоре здесь в Таганроге был создан первоклассный преподавательский коллектив. Сотни специалистов для народного хозяйства были выпущены в предреволюционные годы.

Для поощрения наиболее способных учеников в училище учреждались особые стипендии. Так в январе 1913 года при училище и ремесленной школе учреждены стипендии имени почетного потомственного гражданина Ивана Яковлевича Древицкого, а через месяц в честь празднования 300-летия дома Романовых — стипендия Донского Земельного Банка.

В 1910 году его успешно окончил выдающийся авиаконструктор, создатель нескольких знаменитых самолетов, в том числе и прославленный в годы Великой Отечественной войны пикирующий бомбардировщик Пе-2, В. М. Петляков, чье имя ныне носит авиационный колледж. В те жен годы учились здесь известный писатель-публицист Валентин Овечкин, инженеры Сигизмунд Клово, Ахиллес Дикаристо, многие десятилетия проработавший в Таганрогском порту и другие, чьи имена прочно вошли в историю Таганрога.

В связи с революционными событиями 1917 года Таганрогское среднее техническое училище с середины 1917 года и по 1919/1920 учебный год продолжает работать и выпускать специалистов для народного хозяйства, но функционирует в режиме перехода на положение, изданное Временным правительством 30 мая 1917 года. Уже с 1917/1918 учебного года образовано три отделения. Из младших классов образовательная школа, а с пятого класса — механическое и металлургическое отделения.

В годы гражданской войны в здании бывшего технического училища некоторое время размещалось телеграфное агентство при ставке Добровольческой армии генерала Деникина.

Но отгремели военные годы, и с лета 1920 года Таганрог находился в составе образованной Украинской Советской Республики. В связи с этим решением коллегии Отдела народного образования от 12 августа 1920 года во исполнение плана народного просвещения УССР был открыт на базе среднего технического училища механико-металлургический техникум Главпрофобра НКП УССР с 3-летним сроком обучения. Основной костяк студентов составили ученики 7 класса бывшего технического училища. А преподавателями в основном стали преподаватели бывшего технического училища. В составе техникума было открыто два отделения:

  1. механическое с циклами силовые установки;
  2. рудничная механика и металлургическое с циклами сталеварение и литейное дело.

В 1925 году в результате реорганизации Таганрогский округ был присоединен к Северо-Кавказскому краю в составе РСФСР. Поэтому в январе того же года происходит преобразование Таганрогского механико-металлургического техникума в Таганрогский индустриальный техникум НКС РСФСР. В 1925 году был разработан Устав Таганрогского индустриального техникума. По этому Уставу он являлся средним профессиональным учебным заведением. Цель его — теоретическая и практическая подготовка техников по холодной обработке металлов и металлургической специализации. Как единственный на юге России он приобретал республиканское значение. Это были трудные и славные годы. Как вспоминал позже выпускник техникума 1928 года И. И. Соболев, прошедший в черной металлургии путь от техника до директора крупного металлургического завода, ставший и автором нескольких учебников и изобретений «… В стране не хватало всего и поэтому студентам многого дать не могли. Слаба была материальная база — плохо оборудованные кабинеты, огромный недостаток учебников и пособий, тетрадей и чертежных принадлежностей. Все делали сами студенты — строили и ремонтировали кабинеты, лаборатории, общежитие, столовую, мастерские… На ужин, как правило, кусок черного хлеба и чай. Памятна песня-шутка:
„Открой окно,
предайся грезе,
уж чайник закипел давно
и хлеб вчерашний пахнет розой…“

Но учились с огромным интересом, впитывали в себя знания, высок был комсомольский задор и горячее желание скорее встать в ряды строителей нового мира». Сотни замечательных специалистов воспитаны в те далекие двадцатые годы. Среди них и крупные организаторы производства, такие как, министр монтажных и специальных строительных работ Украины В. А. Терентьев, директора крупнейших заводов А. П. Попов, А. И. Белов, главными специалистами Госплана СССР работали Г. В. Гурский, Л. И. Гранберг, А. В. Брежнев, ответственным работник центрального аппарата КГБ СССР стал генерал-лейтенант И. Т. Савченко, П. Я. Головащенко более сорока лет был на ответственной работе в строительно-монтажных организациях — руководил монтажными работами при строительстве Магнитогорского, Златоустовского, Криворожского, Днепропетровского, Днепродзержинского металлургических комбинатов, позже возглавил монтаж оборудования на крупнейшем металлургическом заводе Индии в городе Бхилаи. Он автор многих научных работ в области промышленного строительства, доменного производства, прокатных станов, горно-обогатительных комбинатов.

Многие воспитанники техникума выросли в крупных ученых, среди них действительный член Академии наук Украины И. М. Федорченко, профессор Л. Г. Шумаков, кандидаты технических наук В. П. Звороно, М. Г. Штанько, В. М. Беспалов, Т. И. Литвинова, и другие, стали лауреатами Государственной премии СССР А. Ф. Близнюков, З. Е. Корченко, В. И. Власов, а лауреатами Ленинской премии Б. Л. Таврог, Г. В. Гурский.

Первым заведующим техникума в советское время был воспитанник Киевского политехнического института А. К. Попов. Среди преподавателей тех лет наиболее уважаемыми и популярными были В. И. Медредер, С. Б. Беренсон, В. Г. Войно-Родзевич, М. Н. Васильев, Ф. И. Ритмаер, Г. И. Горшечников, Ф. Т. Губа, М. П. Дробязко и другие. Все они имели университетское образование большой опыт преподавательской работы. Несмотря на значительные материальные трудности студенты получали хорошие знания по своим будущим профессиям и общеобразовательной подготовке. Так, на механическом отделении преподавали: обществоведение, русский язык и литературу, краеведение, техническую механику, основы строительного дела, гидравлические насосы, графику, техническую физику, теплотехнику, электротехнику, техническую математику, немецкий язык, химию, материаловедение, организацию производства, машины и станки и т. д. Еще больший объем получали студенты металлургического отделения, которые после окончания техникума получали дипломы инженера-металлурга по доменному производству.

К 1930 году в Таганроге идет широкое развертывание авиационного завода со специализацией морского самолетостроения, возникшего как авиационное предприятие еще осенью 1916 года. Теперь быстроразвивающееся авиастроительное предприятие требует большого количества авиационных специалистов. Созданное тогда же Всесоюзное авиационное объединение, получает в свое ведение ряд учебных заведений страны для подготовки инженеров и техников по различным отраслям авиастроения. Среди них и Таганрогский индустриальный техникум, который с июня 1930 года становится Таганрогским авиационным техникумом и приобретает вскоре всесоюзное значение. Достаточно сказать, что практически на всех авиационных заводах страны, в том числе и на новостроящихся заводах, работает все больше выпускников Таганрогского авиатехникума.

В 1933 году техникум был признан лучшим техникумом в СССР и получает переходящее Знамя ЦИК СССР, ВЦСПС, «Комсомольской правды» и денежную премию в 50 тысяч рублей. В эти годы во главе техникума был Василий Федорович Третьяков. А наиболее известными преподавателями были В. А. Котельский, И. Д. Василенко, И. Г. Корнилов, Пуцилова, А. А. Шмарова, Е.Е Андрюхин, М. Р. Степанов, И. А. Куликов, Дольский, И. А. Базилевич, С. Г. Новопавловский, В. М. Смольников, А. П. Кирсанов, С. П. Дубровский и т. д. В техникуме в это время успешно работает вечернее отделение, функционирует филиал Новочеркасского авиационного института, студентами которого стали выпускники ТАВИАТа. Несколько позже, когда в Таганроге создается Центральное Конструкторское Бюро Морского самолетостроения во главе с Г. М. Бериевым, встает вопрос о преобразовании техникума в авиационный институт морского самолетостроения, но события 1937 года помешали этому процессу.

Став кузницей авиационных техников, в предвоенные годы техникум направляет своих выпускников на многочисленные авиационные новостройки страны. Они строят, а потом работают на Комсомольском, Иркутском, Новосибирском, Ташкентском, Пермском, Смоленском, Казанском, Уфимском, Самарском и других крупнейших авиационных заводах страны.

В 1930 году здесь защитил дипломную работу и пор направлению Авиатреста СССР поехал в Москву на знаменитый авиационный завод № 1 имени Авиахима Виктор Яковлевич Литвинов. Пройдут годы и вернется в родной город у моря один из выдающихся организаторов авиационной и ракетно-космической промышленности СССР дважды Герой Социалистического Труда, Лауреат нескольких Государственных премий СССР, генерал-майор инженерно-авиацион ной службы В. Я. Литвинов. У него за плечами долгие годы директорства крупнейшего Куйбышевского авиационного завода, затем работа во главе Средне-Волжского совнархоза и заместителем Министра общего машиностроения СССР. Он приедет в Таганрог спустя полвека на открытие своего бронзового бюста в городском парке, установленного ему там как дважды Герою, единственному из таганрожцев и первому в Ростовской области. С ним приедет и старший брат Николай Яковлевич тоже выпускник техникума 1926 года, ставший кандидатом техническим наук и долгие годы проработавший в КБ авиационного моторостроения. В предвоенные годы в техникуме открывались по мере необходимости такие специальности как бортовой авиационный механик и техник. Здесь учились на вечернем отделении уважаемые ветераны Таганрогского авиазавода имени Димитрова. Так в 1938 году техникум без отрыва от работы закончил летчик-испытатель с 1924 года — Бронислав Николаевич Ляхович.

Студенты ТАВИАТа не только хорошо учились, они много и охотно трудились на благо Таганрога. Так, они строили первую трамвайную линию в городе в 1931—1932 годах, строили на субботниках новые цехи металлургического завода, много занимались благоустройством улиц, скверов, дворов, активно занимались в городском аэроклубе, народном театре, во всех спортивных соревнованиях, проводимых в городе и области.

В 1930-е годы техникум закончили многие сотни юношей и девушек. Среди них были ставшие потом известными в стране. Герои Социалистического Труда И. С. Куринный, М. А. Ильин, П. А. Сысоев, заслуженный мастер спорта СССР, трехкратная чемпионка СССР по теннису, кандидат педагогических наук Н. М. Белоненко, заслуженные военные летчики СССР генералы авиации В. П. Стрельников и Н. Г. Голодников, заслуженный учитель профтехобразования РСФР Г. Ф. Бурдынный, первый заместитель Наркома боеприпасов СССР генерал-майор инженерно-артиллерийской службы Г. И. Ивановский, председатель Ростовского областного совета профсоюзов В. Н. Барановский, И. Я. Акопов — почетный авиастроитель СССР, почетный гражданин города Таганрога, Б. В. Долгодров начальник КБ авиационной промышленности, С. А. Строков — главный конструктор «Ростсельмаша», В. В. Мануйлов директор Новосибирского техникума программирования, М. С. Делерзон — начальник производства Тбилисского авиационного завода и т. д.

Особое место в истории техникума принадлежит Героям Советского Союза. Их было девять. Не каждое даже военное учебное заведение может иметь такой ряд славных имен. В небе Севера прославился и стал Героем Советского Союза Василий Стрельников, впоследствии генерал-лейтенант авиации, кандидат военных наук, основатель и первый руководитель Николаевского центра по переподготовке и боевому применению летчиков морской авиации. Защищая Ленинград погиб гвардии капитан А. Г. Ломакин. В балтийском небе погиб отважный воздушный разведчик Г. И. Чаговец. В сентябре 1942 года в неравном воздушном бою один против шести погиб командир истребительного авиаполка капитан В. А. Эмиров. Прошел славный боевой путь от рядового летчика до заместителя командира эскадрильи штурмовиков Ил-2 И. В. Пащенко, совершивший 115 боевых вылетов. За два года боевой работы прошел путь от новичка до асса штурмовых ударов летчик Б. Н. Тихонов, пролетевший с боями от Орла до Берлина. В. И. Помещик за годы войны совершил 161 боевой вылет и последние три совершил в один день 3 мая 1945 года на штурмовку автоколонн врага, пытавшихся вырваться из берлинского котла. Подполковник В. И. Помещик трагически погиб в автомобильной катастрофе в Краснодаре в 1975 году. Стали Героями Советского Союза также воспитанники техникума подполковник-артиллерист Л. М. Каплан и гвардии младший сержант минометчик А. А. Артюх, погибший при освобождении города Николаев 13 марта 1944 года.

До осени 1941 года Таганрогский авиационный техникум НКАП СССР действует в Таганроге, а в октябре 1941 года эвакуируется в Тбилиси, где продолжает вести подготовку авиационных специалистов в составе НКО СССР. Правда не удалось вывезти и спасти прекрасно оборудованные лаборатории и многочисленные кабинеты, сохранить ценнейшее приборы, станки, механизмы, замечательную библиотеку. Все это разграблено захватчиками.

В сентябре 1943 года техникум снова в Таганроге и хотя немецко-фашистской оккупацией был нанесен огромный ущерб. Уже 1 декабря 1943 года начался учебный процесс в оставшихся помещениях. На 1 декабря в техникуме обучалось 316 студентов на всех 4-х курсах.

Затем были годы большого строительства и фактического возрождения техникума. С 1943 года и до дня смерти в 1969 году во главе техникума стоял Шаген Давыдович Аветисов. Именно в эти годы шло восстановление разрушенных зданий техникума, строительство главного корпуса и лабораторного корпусов, нового здания мастерских и оснащение всех кабинетов, лабораторий новым современным оборудованием, инструментами, стендами, приборами, макетами, материалами. Создание практически новой библиотеки, ну и наверное главное — воссоздание преподавательского коллектива, имевшего такие славные традиции почти пятьдесят предшествующих лет. Были здесь и ветераны и молодые преподаватели, среди которых можно назвать Е. А. Вазагова, бессменного начальника вечернего отделения, Н. И. Иванова — заведующего учебной частью, преподавателей Е. П. Николаеву, И. П. Горского, Тимченко, А. А. Кутькова, В. Т. Ривкина, Н. Д. Архипова, П. Ф. Зяблова, Е. Б. Ленковскую, В. И. Косова, Д. И. Дерипаско, Барвенко, Е. В. Вестнера и многих других.

На основании Постановления Совета Министров РСФСР № 952 от 30 ноября 1966 года, Приказа Министра авиационной промышленности СССР № 707 от 10 декабря 1966 года и приказа по техникуму № 143 от 31 декабря 1966 года Таганрогскому авиационному техникуму было присвоено имя выдающегося советского авиационного конструктора Владимира Михайловича Петлякова в связи с 75-летием со дня его рождения. В. М. Петляков — выпускник Таганрогского среднего технического училища 1910 года.

В послевоенные годы техникум закончило несколько тысяч человек. Среди них генеральный директор Ростовского вертолетного объединения «Роствертол» М. В. Нагибин, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» 4 и 3 степени, почетный гражданин города Ростова, И. Е. Есауленко, почетный гражданин города Таганрога и В. Л. Васильченко — бывшие директора Таганрогского авиационного завода ТАНТК имени Г. М. Бериева, Г. Е. Будюк — бывший главный инженер Таганрогского авиационного завода имени Г. Димитрова, «Заслуженные конструкторы России» В. Н. Кравцов, А. К. Сидоренко, А. Ф. Гамолин, А. И. Неменко, Н. Н. Гайдаров, Ю. Д. Гуляев, А. Е. Дудников, В. С. Гузер, Г. С. Курасов, А. Н. Степанов, «Заслуженные технологи России» Ю. А. Рябов, В. М. Волощенко, «Заслуженные машиностроители России» О. Б. Гермогенов, А. Г. Середа, Ю. В. Жеребчиков, В. Ф. Ковтунов, Е. П. Петренко, В. Н. Рылкин, И. Н. Пятигорец — кандидат экономических наук, депутат Законодательного собрания Ростовской области от Таганрога, В. П. Карелин — доктор технических наук, профессор кафедры математического обеспечения и применения ЭВМ Таганрогского радиотехнического университета, В. И. Литюк — доктор технических наук, профессор кафедры радиоприемных устройств Таганрогского радиотехнического университета, Н. И. Витиска — доктор технических наук, профессор, проректор Таганрогского педагогического института, Ю. С. Карпов — доктор технических наук, научный сотрудник Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королева и сотни других замечательных людей.

В целях подготовки кадров со средним специальным образованием повышенного уровня квалификации Таганрогский авиационный техникум преобразуется в Таганрогский авиационный колледж имени В. М. Петлякова приказом Министра авиационной промышленности СССР № 2 от 10 января 1992 года.

Настоящими мастерами своего дела являются многие преподаватели колледжа и среди них «Заслуженные учителя России» Л. Н. Денисова, Т. А. Величева, В. А. Белова, почетные работники среднего профессионального образования Российской Федерации Г. Н. Манаева, Г. В. Зотова, А. Ф. Карякин, В. М. Селифанова, а также В. Ф. Красных, В. И. Острикова, Ж. А. Пащенко, Т. В. Демонова, Э. А. Кислицкая, О. Н. Татур, А. К. Атаманченко, Т. А. Уколова, О. П. Нозикова, Г. И. Тищенко, Т. В. Молостова и другие. Характерной чертой для авиационного техникума, ныне колледжа, стали династии студентов, преподавателей. В 1930-е годы закончила техникум А. А. Катрич, а в 1961 году его же закончили ее сын и дочь. Теперь оба они кандидаты наук. Живут и работают в Москве. До войны техникум закончили Георгий Паленый и Ия Винтер, а в 1955 году с отличием здесь защитил дипломный проект ин сын Эдуард Паленый. Затем ставший инженером, и много лет проработавший в техникуме преподавателем, автор двух учебников для авиационных техникумов и нескольких пособий. В 1927 году техникум закончил Анатолий Лопатин, а в 1951 году его сын Д. А. Лопатин, потом долгие годы работавший здесь преподавателем. В техникуме многие годы проработали преподаватели Е. Е. Андрухин и его сын В. Е. Андрухин. Таких примеров очень много.

Сегодня учебное заведение продолжает готовить специалистов по своим традиционным специальностям: «Производство летательных аппаратов», «Технология машиностроения», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». В 1993 году была открыта специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Необходимость сохранения и расширения материально-технической базы колледжа, хозяйственные нужды заставили колледж открывать новые специальности и оказывать платные образовательные услуги населению. В 1994 году была открыта специальность «Экономика, бухгалтерский учет и контроль», а с 1999 года — еще 2 новые специальности «Стандартизация и контроль качества продукции» и «Государственное и муниципальное управление».



Просмотров: 2910


<<< Сибирский государственный аэрокосмический университет
Троицкий авиационный технический колледж >>>