Авиация Транспортный корабль снабжения - История

22 января 2011


Оглавление:
1. Транспортный корабль снабжения
2. Устройство корабля
3. История



История проекта неразрывно связана с историей разработки орбитальной пилотируемой станции «Алмаз». ОПС должна была стать военным форпостом на орбите, на ней предполагалось разместить уникальное фотографическое оборудование для наблюдения за Землёй. Для поддержания станции в обитаемом состоянии, доставки грузов, расходуемых материалов для оборудования и возвращения отснятых пленок требовался транспортный корабль. В 1966 году состоялась защита эскизного проекта ОПС с транспортным кораблем 7К-ТК «Союзного» семейства. В силу малой размерности корабля масса доставляемого груза была минимальной, а возвращаемого — практически нулевой. Поэтому Челомей поручил своим проектантам разработать собственный корабль. Уже в 1969 году был выпущен новый эскизный проект, обозначивший контуры будущего ТКС, состоящего из многоразового возвращаемого аппарата и функционально-грузового блока. ВА корабля ТКС стал первым, имеющим люки в днище с теплозащитой и реализовавшим на практике возможность повторного использования.

  • В 1970 году, в разгар работ по ТКС и ОПС возникло предложение, в ответ на планы вывода американской орбитальной космической станции «SKYLAB» быстро создать из имеющегося корпуса ОПС и систем корабля «Союз» долговременную орбитальную станцию. Все силы были брошены на новый проект, впоследствии ставший известной серией станций «Салют», а ТКС предписывалось отработать на втором этапе эксплуатации станции. Лишь в 1973-74 году работы по ТКС возобновились в прежнем объеме. Были изготовлены несколько экземпляров корабля для статических и тепловых испытаний и для тренировок космонавтов.
  • С 1975 года начались лётно-конструкторские испытания. С 51-й площадки космодрома Байконур были проведены пять испытаний САС. Для отработки ВА было изготовлено изделие 82ЛБ72 — массово-инерционный аналог ТКС, состоящий из двух ВА, соединённых днищами. Первый запуск состоялся в конце 1976 года, аппараты, получившие обозначения «Космос-881» и «Космос-882» сделали 1 виток и благополучно приземлились в Казахстане. Всего было проведено 4 запуска с разным успехом. Из них два ВА впервые совершили по два полёта.
  • В 1977 году первый ТКС-1 «Космос-929» отправился в космос. Через месяц ВА совершил успешную посадку, а ФГБ еще полгода работал на орбите.
  • Так как ОПС «Алмаз» к моменту готовности полетов ТКС со стыковками не была на орбите, было решено стыковаться со станцией серии ДОС-«Салют». В 1981 году был запущен ТКС-2 «Космос-1267». Его ВА вскоре вернулся на землю, а ФГБ состыковался со станцией «Салют-6».
  • Запущенный 02.03.1983 ТКС-3 «Космос-1443» доставил на станцию «Салют-7» 2,7 тонны грузов и 3,8 тонн топлива, проработал долгое время как модуль и завершил полёт 19.09.1983. Его ВА 23.08.1983 совершил мягкую посадку, доставив на Землю около 350 кг грузов и результатов экспериментов.
  • Следующим с тем же «Салютом-7» стыковался 02.10.1985 ТКС-4 «Космос-1686», запущенный 27.09.1985. Модуль поработал и как грузовик, доставив на борт станции 4322 кг расходных материалов и спецоборудование более 80 наименований, в т.ч. раздвижную ферму «Маяк». В баках ТКС находилось 1550 кг топлива для поддержания орбиты станции «Салют-7», её ориентации и стабилизации. Все эти функции после стыковки ТКС-М взял на себя. Модуль дал существенную прибавку и системе электропитания, передавая на «Салют-7» до 1,1 кВт электроэнергии. Но самым главным было, конечно, научное оборудование массой 1255 кг. Аппаратура предназначалась для проведения более 200 экспериментов, включая военно-прикладной оптический комплекс «Пион-К» с лазерно-электронным телескопом. После окончания работ на орбитальной станции «Салют-7» предусматривалось её сохранение её на высокой орбите для последующего возрождения или возвращения на Землю в рамках программы кораблей многоразового использования «Буран», однако эта программа была закрыта после одного испытательного полёта. Ещё до этого топливо на ТКС-М и на станции «Салют-7» было практически выработано, в 1990 году возросла солнечная активность, ввиду чего орбитальный комплекс стал резко терять высоту орбиты и неуправляемо сошел с неё 07.02.1991.
  • Не совсем удачная судьба ТКС, отсутствие пилотируемых запусков, хотя все необходимые разрешения на пилотируемые полеты были получены, в первую очередь связана не с самим кораблем, а с его ракетой-носителем семейства «Протон» , а также, с программой ОПС «Алмаз». Токсичность топлива РН семейства «Протон»2N2H2, и тетраоксид азота N2O4) выше, чем у боевого отравляющего вещества типа «Фосген». Любая незначительная авария на старте могла привести к гибели всего экипажа, кроме этого, большой проблемой был трансфер экипажа на стартовую площадку и в корабль ТКС..
  • Оставшиеся ТКС были переделаны в функционально-служебные и функционально-грузовые блоки. Один из них в 1987 г. доставил на «Мир» модуль «Квант-1», другой пригодился при создании военной станции «Скиф-ДМ». Фактически на этом программа почти прекратилась. В 90-е рассматривался вопрос о создании на базе ВА корабля-спасателя для станции Freedom, а потом и для МКС. Незначительная модификация позволяла вернуть на землю до 6 человек, но от этого проекта отказались. Зато на базе ФГБ ТКС был сделан одноименный модуль для МКС, и есть планы на запуск ФГБ-2.
  • Одним из первоначальных вариантов создания станции «Мир» была схема со стыковкой служебных модулей на основе ТКС к базовому блоку. При этом модули могли отстыковываться и переходить в автономный полет для выполнения экспериментов, а их возвращаемый аппарат использоваться как средство спасения экипажа станции.
  • На базе корабля ТКС разрабатывается корабль для орбитального космичеcкого туризма Эскалибур-Алмаз


Просмотров: 2821


<<< Спутник-6
Фотон (космический аппарат) >>>