Авиация Царь-бомба - Разработка
23 января 2011Оглавление:
1. Царь-бомба
2. Разработка
3. Испытания
4. Результаты испытания
5. Последствия испытания
6. Слухи и мистификации, связанные с АН602
Распространён миф, что «Царь-бомба» была сконструирована по заданию Н. С. Хрущёва и в рекордно короткие сроки якобы вся разработка и изготовление заняли 112 дней. На самом же деле работы над РН202/АН602 велись более семи лет с осени 1954 г. по осень 1961 г.. При этом в 1954—1958 гг. работу над 100-мегатонной бомбой вёл НИИ-1011.
Стоит заметить, что приведённая выше информация о сроке начала работ находится в частичном противоречии с официальной историей института. Согласно ей, приказ о создании соответствующего НИИ в системе Министерства среднего машиностроения СССР был подписан только 5 апреля 1955 г., а к работе в НИИ-1011 приступили ещё несколькими месяцами позже. Но в любом случае только финальный этап разработки АН602 летом-осенью 1961 г. действительно занял 112 дней. Тем не менее АН602 не являлась просто переименованной РН202. В конструкцию бомбы был внесён ряд конструктивных изменений в результате чего, например, заметно изменилась ее центровка. АН602 имела трёхступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени запускал термоядерную реакцию во второй ступени, а она, в свою очередь, инициировала ядерную «реакцию Джекилла-Хайда» в третьей ступени, так что общая расчётная мощность АН602 составляла 101,5 мегатонн.
Первоначальный вариант бомбы был отвергнут по причине чрезвычайно высокого уровня радиоактивного загрязнения, которое она должна была вызвать было решено не использовать «реакцию Джекилла-Хайда» в третьей ступени бомбы и заменить урановые компоненты на их свинцовый эквивалент. Это уменьшало расчетную общую мощность взрыва почти вдвое.
Первые проработки по «теме 242» начались сразу после переговоров И. В. Курчатова с А. Н. Туполевым, который назначил руководителем темы своего заместителя по системам вооружения А. В. Надашкевича. Проведённый прочностной анализ показал, что подвеска столь большой сосредоточенной нагрузки потребует серьёзных изменений в силовой схеме исходного самолёта, в конструкции бомбоотсека и в устройствах подвески и сброса. В первой половине 1955 года был согласован габаритный и весовой чертёж АН602, а также компоновочный чертёж его размещения. Как и предполагалось, масса бомбы составляла 15 % взлётной массы носителя, но её габаритные размеры потребовали снятия фюзеляжных топливных баков. Разработанный для подвески АН602 новый балочный держатель БД7-95-242 был близким по конструкции к БД-206, но значительно грузоподъёмнее. Он имел три бомбардировочных замка Дер5-6 грузоподъёмностью 9 тонн каждый. БД-242 крепился непосредственно к силовым продольным бимсам, окантовывавшим бомбоотсек. Успешно решили и проблему управления сбросом бомбы электроавтоматика обеспечила исключительно синхронное открытие всех трёх замков.
17 марта 1956 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 357—228сс, согласно которому ОКБ-156 должно было приступить к переоборудованию Ту-95 в носитель ядерных бомб большой мощности. Эти работы велись в ЛИИ ВВС с мая по сентябрь 1956-го. Затем Ту-95В был принят заказчиком и передан для проведения лётных испытаний, которые велись под руководством полковника С. М. Куликова до 1959 г. и прошли без особых замечаний. В октябре 1959 года «кузькину мать» доставил на полигон днепропетровский экипаж.
Просмотров: 6549
|