Авиация Царь-бомба - Разработка

23 января 2011


Оглавление:
1. Царь-бомба
2. Разработка
3. Испытания
4. Результаты испытания
5. Последствия испытания
6. Слухи и мистификации, связанные с АН602



Распространён миф, что «Царь-бомба» была сконструирована по заданию Н. С. Хрущёва и в рекордно короткие сроки — якобы вся разработка и изготовление заняли 112 дней. На самом же деле работы над РН202/АН602 велись более семи лет — с осени 1954 г. по осень 1961 г.. При этом в 1954—1958 гг. работу над 100-мегатонной бомбой вёл НИИ-1011.

Стоит заметить, что приведённая выше информация о сроке начала работ находится в частичном противоречии с официальной историей института. Согласно ей, приказ о создании соответствующего НИИ в системе Министерства среднего машиностроения СССР был подписан только 5 апреля 1955 г., а к работе в НИИ-1011 приступили ещё несколькими месяцами позже. Но в любом случае — только финальный этап разработки АН602 летом-осенью 1961 г. действительно занял 112 дней. Тем не менее — АН602 не являлась просто переименованной РН202. В конструкцию бомбы был внесён ряд конструктивных изменений — в результате чего, например, заметно изменилась ее центровка. АН602 имела трёхступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени запускал термоядерную реакцию во второй ступени, а она, в свою очередь, инициировала ядерную «реакцию Джекилла-Хайда» в третьей ступени, так что общая расчётная мощность АН602 составляла 101,5 мегатонн.

Первоначальный вариант бомбы был отвергнут по причине чрезвычайно высокого уровня радиоактивного загрязнения, которое она должна была вызвать — было решено не использовать «реакцию Джекилла-Хайда» в третьей ступени бомбы и заменить урановые компоненты на их свинцовый эквивалент. Это уменьшало расчетную общую мощность взрыва почти вдвое.

Первые проработки по «теме 242» начались сразу после переговоров И. В. Курчатова с А. Н. Туполевым, который назначил руководителем темы своего заместителя по системам вооружения А. В. Надашкевича. Проведённый прочностной анализ показал, что подвеска столь большой сосредоточенной нагрузки потребует серьёзных изменений в силовой схеме исходного самолёта, в конструкции бомбоотсека и в устройствах подвески и сброса. В первой половине 1955 года был согласован габаритный и весовой чертёж АН602, а также компоновочный чертёж его размещения. Как и предполагалось, масса бомбы составляла 15 % взлётной массы носителя, но её габаритные размеры потребовали снятия фюзеляжных топливных баков. Разработанный для подвески АН602 новый балочный держатель БД7-95-242 был близким по конструкции к БД-206, но значительно грузоподъёмнее. Он имел три бомбардировочных замка Дер5-6 грузоподъёмностью 9 тонн каждый. БД-242 крепился непосредственно к силовым продольным бимсам, окантовывавшим бомбоотсек. Успешно решили и проблему управления сбросом бомбы — электроавтоматика обеспечила исключительно синхронное открытие всех трёх замков.

17 марта 1956 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 357—228сс, согласно которому ОКБ-156 должно было приступить к переоборудованию Ту-95 в носитель ядерных бомб большой мощности. Эти работы велись в ЛИИ ВВС с мая по сентябрь 1956-го. Затем Ту-95В был принят заказчиком и передан для проведения лётных испытаний, которые велись под руководством полковника С. М. Куликова до 1959 г. и прошли без особых замечаний. В октябре 1959 года «кузькину мать» доставил на полигон днепропетровский экипаж.



Просмотров: 6549


<<< Ураган (ядерное испытание)
Чагай-I >>>