Авиация Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе - История

23 января 2011


Оглавление:
1. Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе
2. История
3. Сохранившиеся строения



Датой основания аэродрома стало 17 июня 1910 года, когда Общество воздухоплавания объявило о положительном решении штаба Московского военного округа по выделению земли на территории Ходынского поля под лётное поле. Строительство аэродрома велось в основном на пожертвования любителей авиации. Была сооружена взлётно-посадочная полоса и шесть небольших ангаров для аэропланов. Официальное открытие состоялось 3 октября 1910 г. в присутствии военного начальства и многих русских авиаторов. Первый взлёт с аэродрома совершил М. Ф. Де-Кампо-Сципио.

3 мая 1922 г. с Центрального аэродрома начали выполняться первые в истории России международные авиаперелёты по маршруту Москва — Кёнигсберг — Берлин. 15 июля 1923 г. начались и первые регулярные внутригосударственные пассажирские рейсы Москва — Нижний Новгород. Путь в 420 км преодолевался за 2,5 часа. Полёты выполнялись на четырёхместном моноплане АК-1.

На аэродроме совершали свои полеты выдающиеся русские летчики П. Н. Нестеров, С. И. Уточкин и В. П. Чкалов.

21 сентября 1920 года Приказом Реввоенсовета № 1903 здесь был создан научно-опытный аэродром Главвоздухфлота республики - первая в стране исследовательская и испытательная в сфере военной авиационной техники. 24 октября 1924 года НОА при ГУ РККВФ преобразован в Научно-Опытный аэродром ВВС СССР. В связи с возросшим объемом работ 26 октября 1926 года Опытный аэродром преобразован в Научно-испытательный институт ВВС РККА. В 1932 году НИИ ВВС был перебазирован на аэродром Чкаловский вблизи города Щёлково Московской области.

В ноябре 1931 года на Центральном аэродроме было открыто первое в СССР здание аэровокзала. В 1936 — 1937 годах аэродром реконструирован, была построена бетонная взлётно-посадочная полоса. В 1938 году к аэропорту была подведена линия метро с одноимённой станцией.

Остатки авиационной техники на бывшем аэродроме имени Фрунзе

Вблизи аэродрома были построены ведущие авиационные ОКБ: Сухого, Микояна, Ильюшина, Яковлева и их авиационные заводы. После Великой отечественной войны вблизи аэродрома осталось три авиастроительных предприятия: завод № 30, завод № 240. До начала 1930-х годов вблизи аэродрома располагался также государственный авиационный завод № 1, затем он был переведён на другую территорию, а в бывших его цехах был сформирован авиационный завод № 39 им. Менжинского.

В 1947-1948 годах большая часть авиарейсов была переведена с Центрального аэродрома в аэропорты Быково и Внуково) ; с тех пор и на все последующие десятилетия основным назначением Центрального аэродрома стали испытания новых самолётов.

Наиболее активным эксплуатантом аэродрома был завод № 30. В 1950-е годы на аэродроме испытывались производимые заводом пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, бомбардировщики Ил-28. С 1959 по 1978 годы на аэродроме испытывались выпускаемые заводом пассажирские самолёты Ил-18 и созданные на их базе военные самолёты Ил-20, Ил-22, Ил-38.

С 1960 по 1971 годы на аэродроме функционировала «Центральная вертолётная станция»: отсюда выполнялись по расписанию пассажирские рейсы вертолётов Ми-4П и Ми-8 в аэропорты Внуково, Домодедово и Шереметьево .

В 1971 году на аэродроме испытывали самолёт Ил-76, а в 1976 году — Ил-86 , при этом взлёт осуществлялся с магнитным курсом 273°, а посадка с курсом 093°. С конца 1970-х, оказавшись в центре стремительно разраставшегося города, аэродром утратил свое значение, интенсивность полётов стала неуклонно снижаться. Тем не менее, в начале 1990-х здесь проводились испытания самолётов Ил-96-300 и Ил-114.

Последний самолёт взлетел отсюда 3 июля 2003 года, это был противолодочный Ил-38SD для ВМС Индии. В 2003 аэродром был закрыт и исключён из «Перечня аэродромов совместного базирования РФ» , на остатках взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек ныне находятся списанные самолёты и вертолёты. Собственником территории по-прежнему остаётся Министерство обороны РФ. В будущем на этом месте планируется организовать «Музей авиации на Ходынском поле».

Бывшее лётное поле аэродрома


Просмотров: 3385


<<< Курган (аэропорт)