Авиация Центральный институт авиационного моторостроения - Подразделения и филиалы

22 января 2011


Оглавление:
1. Центральный институт авиационного моторостроения
2. Подразделения и филиалы



  • Компрессорные машины
  • Динамика и прочность двигателей
  • Воздушно-реактивные двигатели
  • Системы автоматического управления
  • Газовая динамика, горение и теплообмен
  • Интеграция силовых установок с самолетом
  • Математическое моделирование и САПР ГТД
  • Надежность и диагностика
  • Камеры сгорания
  • Малоразмерные и поршневые двигатели
  • Автоматизация проектирования
  • Химмотология ГСМ и спецдвигатели
  • Измерительная техника и метрология
  • Аэрокосмические двигатели
  • Технологии моделирования и информационной поддержки разработки авиационных ГТД
  • Турбины
  • Опытное производство
  • Научно-испытательный центр ЦИАМ в г.Лыткарино Московской области

История института

Облик института определяли академики М. В. Келдыш, В. Я. Климов, В. Н. Челомей, Г. Н. Абрамович и остальные основатели отечественного двигателестроения; видные учёные и инженеры, например Ф. А. Цандер. В нём работал академик Л. Д. Ландау, академик Г. Г. Чёрный, В. Р. Кузнецов, Г. Ю. Степанов, И. А. Биргер, К. В. Холщевников. Все вышеперечисленные давно уже умерли. Сейчас работает находящийся уже на пенсии доктор наук А. Г. Прудников, А. Н. Крайко, А. Н. Секундов, находящийся на пенсии выпускник МВТУ им. Баумана д.т.н. В. Д. Венедиктов, С. М. Шляхтенко, д.ф.м.н. выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ М. Я. Иванов. К институту примыкает лефортовская тюрьма. Поэтому в 30 годы арестованные инженеры работали в ЦИАМ, а завтракали и спали, ужинали в тюрьме. Грохот от стендов не давал арестованным в 30 годы спать, о чём написано в книге "Архипелаг Гулаг".Когда выпускники с разных институтов приходят работать в ЦИАМ, им всем могут присвоить звание инженер, хотя выпускники МГУ им. Ломоносова не знакомы со многими инженерными дисциплинами.

Институт был создан в 1930 году, и с тех пор работники института участвовали в создании и доводке практически всех отечественных или купленных по лицензии или найденных за рубежом авиационных, ракетных двигателей и газотурбинных установок, их узлов. В 1933 году ему было присвоено имя погибшего в авиакатастрофе заместителя наркома тяжелой промышленности П. И. Баранова — одного из создателей отечественной авиационной промышленности. До войны работы по производству и проектированию двигателей передавались на серийные моторостроительные заводы и ОКБ, создававшиеся при них, в результате чего работники института сконцентрировались на теоретических и экспериментальных исследованиях, доводке опытных двигателей.

Во время войны ЦИАМ возглавлял крупный ученый, конструктор, инженер Владимир Исаакович Поликовский. Под его руководством институт принимал непосредственное участие в работах по оказанию технической помощи авиации, действующей на фронтах Великой Отечественной войны. В.И.Поликовский руководил исследованиями по системам топливопитания и смазки двигателей, по повышению высотности двигателей с применением эжекторной подкачки и бустерных бензопомп для истребителей Яковлева А.С. и Лавочкина С.А., по усовершенствованию нагнетателей. В 1943 - 1944 годах им была рекомендована и осуществлена герметизация моторной установки, что существенно повысило скорость истребителя Ла-5. Поликовский В.И. организовал в ЦИАМ курсы для летно-технического состава ВВС Красной Армии и по освоению эксплуатации иностранной авиационной техники. В 1944 году с его участием было издано руководство для конструкторов, касающееся оборудования силовых установок с поршневыми двигателями.

Большой заслугой Поликовского В.И. является переориентация работы ЦИАМ, причем главное внимание было сосредоточено на проведении научных исследований, обеспечивающих выбор перспективных направлений развития отечественного двигателестроения, помощи ОКБ в создании новых двигателей.

За успехи, достигнутые во время Великой Отечественной войны, ЦИАМ был награждён орденом Ленина.

После войны инженеры и ученые института полностью занялся воздушно-реактивной тематикой, работая над первым поколением турбореактивных двигателей. В начале 50-х годов был построен крупнейший в Европе испытательный центр в Тураево возле Москвы-реки недалеко от г. Лыткарино силами заключенных и солдат. Там испытывалась крылатая ракета Буря. На территории базы в Тураево находился НИИТП - филиал научного института тепловых процессов со стендами для огневой отработки малоразмерных ракетных двигателей и их узлов. В 70-х годах начались работы по созданию гиперзвукового воздушно-прямоточного двигателя и гиперзвуковой летающей лаборатории «Холод», на которой было проведено уникальное летное испытание в Казахстане ГПВРД на скорости M=5,7. На испытательной базе есть стенд, на котором можно моделировать условия реального полета на высоте по температуре, давлению, влажности. Сейчас трубы для подачи воздуха проржавели и во время испытаний лопатки авиадвигателей повреждаются ржавой крошкой.

После развала СССР институт потерял большое количество сотрудников, которые были оценены в совместных предприятиях в Москве. Часть сотрудников работает одновременно преподавателями МАИ, МЭИ, МГТУ им. Баумана, факультета ФАЛТ физтеха, компании Rolls-Royce, Alstom,АББ-Унитурбо. В условиях сокращения в десятки раз финансирования исследовательских работ со стороны государственных чиновников и полного отсутствия стратегии авиастроения, в начале 90-х институт существовал благодаря редким контрактам с китайскими, французскими фирмами, NASA, фирмой Боинг и ABB Uniturbo и сдачей в аренду помещений, и работе сотрудников после работы в торговле. Были проданы все научно-технические отчеты по прямоточным двигателям в Китай, что позволило им быстро создать свою зенитную ракету. После работы сотрудники занимались продажей сувениров, обуви, косметики, водки, вина у метро. Исключительно сильный и подлый удар по институту нанесло решение правительства России о раздроблении единой компании Аэрофлот на 320 мелких, не жизнеспособных авиакомпаний. Сейчас осталось 170 авиакомпаний. Поэтому в 2009 г. парк самолетов на более 50% состоит из старых иностранных самолетов. Аэрофлот использует только самолеты Ил-96. Это привело к прекращению многих заказов в институте на новые гражданские самолеты и авиадвигатели. Прекращена разработка авиадвигателя НК-93 и его газогенератора.

Одновременно была раздроблена вся авиапромышленность на тысячи случайных мелких цехов, заводов. Часть из которых разорилась. перешла на выпуск более дешевой и простой продукции. Ущерб обществу от этой операции правительства составил десятки миллиардов евро за 18 лет. Многие новые предприятия не могли работать по производству дорогой авиатехники. 1 кг авиационной лопатки турбины стоит, как 1 кг золота. Министерство обороны отказалось платить сотрудникам института за уже сделанные работы, что привело к 6 месячной задержке зарплаты. Долг банку достиг 1000 долларов на 1 сотрудника. А министерству обороны отказалось платить или возвращать поставленную авиатехнику правительство Алжира, где началась гражданская война. Решение правительства России привело к хаосу и остановке серийного производства самолетов на 10 лет, устареванию парка самолетов и заказам на 8 миллиардов долларов у Боинга и Аэрбаса российских авиафирм. Сокращению числа аэропортов в 3 раза в России и прекращению сотрудничества со многими фирмами. Был потерян рынок стран Европы,Китая,США. Из-за остановки работ и финансирования испытаний по авиадвигателю ПС90A, он был сделан очень ненадежным, поэтому даже в Китае отказались его покупать. На данный момент ситуация относительно стабилизировалась, произошло более, чем 20 процентное сокращение персонала: институт участвует в ряде федеральных целевых программ, ведутся работы для США, из полученной прибыли финансируется перспективная ГЛЛ «Игла». Работники института активно публикуют результаты исследований, участвуют в конференциях и выставках Но в стране за 10 лет с 1992 г. был спроектирован только один новый авиадвигатель. В последнее время всё больше внимания уделяется газоперекачивающей тематике, то есть работники института в отсутствии заказов со стороны авиапромышленности ведут работы в других отраслях. Так, в марте 2006 года был подписан соответствующий меморандум о сотрудничестве с ОАО «Газпром». Институт входит в Международной Совет по авиационным наукам На территории института обнаружен под землей источник минеральной воды. В конце 90 годов выходила газета "Голос из ЦИАМА",название которой придумал В.Д.Венедиктов. К территории института на ул. Авиамоторной примыкает УВсероссийский институт по переработке нефти созданный на базе ЦИАТИМ, который,в ввою очередь, был образован в 1932 году из одного из отделов ЦИАМа. В ЦИАМ ведется подготовка студентов ФАЛТ МФТИ, МГТУ им. Баумана и Московского энергетического университета.



Просмотров: 3011


<<< ЦАГИ