Авиация ЦКБ-39
30 июня 2011ЦКБ-39 одно из «Опытно-конструкторских бюро», созданных в 1930-х и 40-х годах в СССР. По форме представляло собой специальную тюрьму НКВД, а по сути авиационное конструкторское бюро.
История
В разные годы в ЦКБ-39 трудились заключенные инженеры и конструкторы: Николай Поликарпов, Дмитрий Григорович, Б. Н. Тарасович, Александр Надашкевич, И. М. Косткин, В. Л. Корвин, В. С. Денисов и другие.
В 1931—1933 годах административный руководитель ОКБ функционер Экономического управления ОГПУ СССР А. Г. Горянов-Горный. Ранее этой должности и после неё руководил Техническим отделением ЭКУ ОГПУ, ведавшим использованием арестованных специалистов.
В начале 1930 года ОКБ перебазировано на территорию авиационного завода № 39 вблизи Центрального аэродрома. Первоначально именовалось Особое конструкторское бюро ВТ-11 и располагалось в охраняемом сотрудниками ОГПУ ангаре. Ангар был разделен перегородкой на две части: в одной находилась жилая зона, в другой конструкторское бюро. Позднее переименовано в ЦКБ-39 и входило в состав Технического отдела ЭКУ ОГПУ.
Главный конструктор ЦКБ-39 Д. П. Григорович, его заместитель Н. Н. Поликарпов, здесь работали А. В. Надашкевич, И. М. Косткин и др. Впоследствии численность сотрудников ЦКБ увеличили за счет вольнонаемных специалистов, среди которых были такие известные историкам лица, как А. С. Яковлев, В. Б. Шавров, А. Н. Рафаэльянц. Всего в штате ЦКБ-39 числилось 300 человек.
Коллектив тюремного ЦКБ отличался очень высокой квалификацией. Костяк его составили работники Отдела морского опытного самолетостроения. Хотя Главным конструктором был Григорович, но фактически все основные вопросы проектирования решались коллегиально. Связь арестантов с производственными подразделениями завода обеспечивал свободный инженер С. М. Данскер, а вольнонаёмным лётчиком испытателем был Б. Л. Бухольц.
ЦКБ просуществовало всего два года и в конце 1932 года его слили с конструкторским бюро авиации, гидроавиации и опытного строительства ЦАГИ. За это время в нём были созданы летающие лодки МДР-3, МБР-2 и МДР-2, спроектированы и построены пушечный истребитель И-Z и штурмовик ТШ-1, но особого успеха эти последние две машины не имели.
В 1930 году перед конструкторами была поставлена нелёгкая задача срочно спроектировать одноместный истребитель смешанной конструкции с мотором воздушного охлаждения, получивший в дальнейшем название И-5 и выпускавшийся серийно. Меньше чем за два месяца маленький коллектив «вредителей» ЦКБ спроектировал новый истребитель. При этом следует учесть, что тюремная администрация запрещала проводить продувки моделей и другие виды испытаний в лабораториях ЦАГИ, МВТУ и Военно-воздушной академии. Конструкторы могли рассчитывать только на свой опыт и надёжность материалов, которые им разрешалось получать из некоторых организаций. 28 марта 1930 года утвердили полноразмерный макет, а уже 29 апреля первый опытный экземпляр самолёта с обозначением ВТ-11 поднялся в воздух, в итоге даже опередив плановые сроки. Лётные испытания И-5 проводил летчик Б. Л. Бухольц, который восторженно отзывался об этом лёгком, маневренном истребителе, развивавшем скорость 286 километров в час.
Результаты первых испытаний показали, что истребитель имеет не только отличные скоростные характеристики, но и очень прост в пилотировании. Эти качества сразу выдвинули машину на одно из первых мест среди истребителей начала 30-х годов, а успешное испытание самолёта принесло свои плоды и сотрудникам ЦКБ. Для них сделали специальную столовую, питание резко улучшилось, по вечерам у инженеров появилось время для отдыха, им разрешили гулять в отгороженном садике и раз в неделю встречаться с жёнами и детьми. Значительно повысилась заработная плата, премии стали выдаваться дефицитными продуктами, а конструктору Д. П. Григоровичу разрешили поехать в отпуск в Ялту.
10 июля 1931 года, в «Правде» было опубликовано постановление ЦИК СССР, по которому все заключенные «внутренней тюрьмы» ЦКБ-39 были амнистированы и освобождены. «Амнистировать всех инженеров и техников, приговоренных ОГПУ к различным мерам социальной защиты за вредительство и ныне добросовестно работающих в Центральном конструкторском бюро».
Просмотров: 1281
|