Авиация Ту-104 - Эксплуатация
03 июля 2011Оглавление:
1. Ту-104
2. Разработка
3. Аэродинамическая схема
4. Эксплуатация
5. Авиационные происшествия с Ту-104
Внедрение и освоение нового самолёта потребовало перестройки всей аэродромной структуры. Именно с появлением на трассах Ту-104 стали широко внедряться спецавтомобили мощные заправщики, тягачи, машины для заправки водой, багажные машины, наконец самоходные трапы. В аэропортах начала работать привычная сейчас система оформления билетов, регистрации багажа, появились автобусы для пассажиров. На Ту-104 резко возрос уровень комфорта для пассажиров, по сравнению с поршневыми и турбовинтовыми машинами. На Ту-104 перелёт на Дальний восток занимал несколько часов, в отличие от Ил-18 и Ан-10, не говоря про Ли-2.
Почти единственным гражданским пользователем Ту-104 был «Аэрофлот», использовавший лайнеры для выполнения внутренних и международных рейсов средней протяжённости. На Ту-104 уже в 1956-57 гг. выполнялись рейсы из Внуково в Лондон, Будапешт, Копенгаген, Пекин, Брюссель, Оттаву, Дели, Прагу и т. д. Появление Ту-104 позволило СССР в кратчайшие сроки выйти на международный уровень авиаперевозок. Единственной страной, куда экспортировался этот самолёт, была Чехословакия местная авиакомпания приобрела шесть машин, половина из которых в дальнейшем была потеряна в авариях.
Первые пилоты переучивались сначала на бомбардировщиках Ил-28 в Центре переучивания ВВС, затем некоторое время на переоборудованных «илах» возили почту по трассе Москва-Свердловск-Новосибирск. Часть пилотов пришла с Ту-16 и не требовала кардинальной переподготовки.
В салоне этого самолёта был оборудован первый «бассейн невесомости» для создания состояния невесомости с целью тренировки будущих потенциальных космонавтов.
Ту-104 был тяжёл, в полёте очень неустойчив и плохо управляем, был склонен к раскачке. Слабая механизация крыла способствовала сваливанию на малых скоростях. Из-за конструктивных особенностей самолёта глиссада не выдерживалась, скорость гасилась ступенчатым снижением. Рекомендованная скорость приземления 225—250 км/ч никогда не соблюдалась, и часто самолёт сажали на 270—300 км/ч. Если загруженный самолёт приземлялся нормально, то на пустом сильно проявлялся эффект земного «экрана» на малом газу самолёт продолжал лететь над ВПП, не желая снижаться. Не редкостью на Ту-104 были выкаты за полосу, и для эвакуации самолёта с грунта использовались надувные резинотканевые подъёмники. На самолёте стояло несовершенное навигационное оборудование и автопилот, отсутствовала радионавигационное оборудование захода на посадку. Всё это не способствовало безаварийности, слишком велика была зависимость безопасности полёта от мастерства экипажа.
Много самолётов в те годы, включая Ту-104, было сбито собственными ракетами ПВО. Только в 1962 году погибли две машины Ту-104, обе из Хабаровска. Под Красноярском сбит самолёт, выполнявший рейс Хабаровск Москва и самолёт, выполнявший рейс Хабаровск Петропавловск-Камчатский..
Ил-18 быстро вытеснил Ту-104 в гражданской авиации эта турбовинтовая машина была значительно более неприхотлива и надёжна.
Выпуск Ту-104 был прекращён всего через пять лет после начала серийного производства, хотя он использовался в регулярных пассажирских рейсах до 1979 года пока в ноябре 1979 года приказом МГА не был снят с линий "Аэрофлота". Военные эксплуатировали самолёт до 1981 года, эксплуатацию типа окончательно прекратили после катастрофы Ту-104 отряда управления 25 дивизии ВВС Тихоокеанского флота, 7 февраля 1981 года на аэродроме г. Пушкин. Сразу после отрыва перегруженный самолёт перевернулся и рухнул на ВПП. Тогда погибло практически всё управление ТОФ.
В последний раз самолет типа Ту-104 поднялся в воздух 11 ноября 1986 года, когда одна из сохранившихся в летном состоянии машин перегонялась на вечную стоянку в Ульяновский музей гражданской авиации.
На базе Ту-104 был разработан самолёт для местных авиалиний Ту-124, который, однако, не получил популярности и так же был снят с производства через пять лет после начала серийного выпуска. Опыт создания этих самолётов был впоследствии использован КБ Туполева при проектировании Ту-134.
Просмотров: 6983
|