Авиация Ту-142 - Модификации
29 июня 2011Оглавление:
1. Ту-142
2. История создания
3. Производство
4. Модификации
5. Проекты
6. Летно-технические характеристики
7. Краткое техническое описание самолётов типа ТУ-142
Ту-142
Все самолёты с ППК "Беркут-95", как первые 18 машин, построенные в Куйбышеве, так и построенные в Таганроге и модифицированные изд. "ВПМ".
Ту-142М, Ту-142МК
Самолёт Ту-142М начал разрабатываться в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 14 января 1969 года, а тактико-технические требования на него были подписаны заместителем главкома ВВС по вооружению 20 марта 1969 года. Разработка модификации была вызвана принципиальными недостатками ПСС «Беркут».
На самолёте была проведена значительная модернизация. ПСС «Беркут» была заменена новой системой — «Коршун», дополнительно был установлен феррозондовый магнитометр ММС-106 «Ладога» и другие системы, большое внимание было уделено совершенствованию навигационного оборудования. Значительная часть самолётов была переделана из Ту-142 изд. "ВПМ".
Ту-142МР «Орёл»
В марте 1977 года на базе серийного Ту-142М в ОКБ Бериева был создан самолёт для ретрансляционного комплекса резервной системы управления морскими ядерными силами. Самолёт, получивший название Ту-142МР «Орёл» был оборудован выпускной антенной СДВ длиной 8600 м и комплексом радиостанций, под управлением ЦВМ "Орбита-20". Строился небольшой серией и был принят на вооружение. Отличается отсутствием поисково-прицельного оборудования и вооружения. Экипаж состоял из 9, в дальнейшем из 8 человек.
Ту-142ЛЛ
В летающие лаборатории были переоборудованы 2 самолёта - первый Ту-142 с заводским номером №4200 и Ту-142М № 4243. Цель переделки самолётов - испытания и доводка новых мощных ТРД НК-25, НК-32, НК-144 и РД-36-51 самолётов Ту-22М3, Ту-160, Ту-144 и Ту-144Д. В конце лета 1986 года самолёт №4243 совершил свой первый полёт.
Ту-142ЛЛ имел следующие отличия от Ту-142М: демонтировано всё вооружение и специальное оборудование, сделан вырез внизу фюзеляжа под модуль с отрабатываемым двигателем, усилена конструкция планера, установлена контрольно-записывающая аппаратура. Для выпуска-подъёма модуля была применена гидравлика, также имелась воздушная система, работающая лишь на подъём, а также устройство гильотинного типа, позволяющее сбросить двигатель в случае пожара или другой опасности.
В апреле 1990 года началась разработка программы полётов для установления мировых рекордов. Согласно правилам FAI, Ту-142ЛЛ попадал в категорию машин с турбореактивными двигателями со взлётной массой 100—150 тонн. 3 мая 1990 года были выполнены два полёта и установлены три мировых рекорда: набор высоты 6000 м за 4 мин 23 сек, 9000 м 6 мин 3,5 сек, практический потолок 12 530 м.
После распада СССР отмечались попытки западных фирм приобрести самолёт, однако Ту-142ЛЛ был разрезан на металлолом в середине 1990-х годов. Второй самолёт ранее потерпел катастрофу.
Ту-142М3
В констукции фюзеляжа и оснащении оборудованием широко использовались решения по Ту-142МР ОКБ-49 А. К. Константинова. На Ту-142М3 была установлена вместо «Кайры-П» более совершенная гидроакустическая аппаратура «Заречье», магнитный регистратор параметров поиска «Узор-5». Поисково-прицельный комплекс был доработан до возможности работать не только с новыми типами гидроакустических буев, но и со старыми буями системы «Беркут». Был установлен бортовой комплекс обороны «Саяны-М». Для обороны задней полусферы кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 была заменена на более совершенную, с ГШ-23Л. Самолёты полностью окрашены в серый цвет. В корме самолёта демонтировали выпускную пяту с парой дутиков - за ненадобностью.
Самолёт принят на вооружение в 1985 году и строился серийно до 1994 года.
Ту-142МП
Опытный экземпляр построенный для испытаний системы противолодочного вооружения «Атлантида».
Ту-142 МРЦ
Опытный самолёт разведки и целеуказания на базе Ту-142М предназначался для замены Ту-95РЦ. Был построен в начале 1990-х годов, однако в связи со сменой концепции применения противокорабельных ракет, выполнение задач целеуказания было возложено на орбитальные спутниковые системы. Работы по Ту-142МРЦ прекратили, а единственный экземпляр самолёта был утилизирован.
Ту-142МЭ
Экспортная модификация для Индии на базе Ту-142М. Произведены доработки двигателей и систем самолёта для эксплуатации в тропическом климате. Поставлено 8 машин.
Просмотров: 11347
|