Авиация Ту-16 - Модификации
02 июля 2011Оглавление:
1. Ту-16
2. Конструкция
3. Боевое применение
4. Модификации
5. На вооружении
- «88» Прототип. В начале 1952 года изготовлено 2 самолёта.
- Ту-16 Средний бомбардировщик, первая серийная модификация. Выпускался с 1953 года.
- Ту-16 «Циклон» Самолёт борьбы с грозовыми облаками. Разработан в конце 60-х годов. Широко использовался во время Олимпиады-80.
- Ту-16А Стратегический бомбардировщик носитель ядерного оружия. Отличался бомбоотсеком с термоизоляцией. Выпускался с 1954 года. Самая массовая модификация построено 453 машины. С одного из них 27 октября 1967 года была сброшена первая китайская термоядерная бомба.
- Ту-16Б Средний бомбардировщик, опытная модификация с двигателями М-16-15. Изготовлен в 1957 году.
- Ту-16В Стратегический бомбардировщик. Построенный в трёх экземплярах самолёт носитель водородной бомбы, аналогичной взорванному 30 октября 1961 года на Новой Земле сверхмощному устройству.
- Ту-16Г Почтовый самолёт, использовался также как учебный для экипажей «Аэрофлота»
- Ту-16Е Самолёт радиоэлектронной разведки.
- Ту-16Е «Азалия» Самолёт радиоэлектронной разведки и РЭБ. Оснащался станцией постановки активных помех «Азалия».
- Ту-16З Заправщик. Оснащался крыльевой системой заправки. Разработан в 1955 году. Переоборудовано более 100 самолётов Ту-16А.
- Ту-16ЗА Бомбардировщик с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался наличием топливоприёмника на левом крыле.
- Ту-16ЗЩ Заправщик. В отличии от Ту-16З, имел систему дозаправки используемую для заправки через «конус». Применялся для дозаправки Ту-22.
- Ту-16К-10 Дальний бомбардировщик-ракетоносец управляемой ракеты К-10С. Отличался РЛС «ЕН». Серийно выпускался с 1959 года. Принят на вооружение в 1961 году.
- Ту-16К-10 Ракетоносец с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался наличием топливоприёмника на левом крыле.
- Ту-16К-10-26) Дальний бомбардировщик-ракетоносец. Носитель УР К-10С, КСР-2 и КСР-5.
- Ту-16К-10-26Б Доработанный вариант Ту-16К-10-26. Кроме ракет мог нести бомбы калибра 100—1500 кг на 12 держателях под крылом и фюзеляжем.
- Ту-16К-11-16 Дальний бомбардировщик-ракетоносец управляемых ракет К-16 и К-11. Разработан в 1963 году. Отличался наличием станции радиотехнической разведки «Рица» и отсутствием носовой пушки. Под стандарт Ту-16К-11-16 переделывались самолёты Ту-16, Ту-16А, Ту-16З, Ту-16КС.
- Ту-16К-16 Носитель УР К-16. Разработан в 1956—1958 годах. Принят на вооружение в январе 1962 года. В Ту-16К-16 переоборудовались самолёты Ту-16КС.
- Ту-16К-16-26 Носитель УР К-26. Данное обозначение получали самолёты Ту-16К-11-16 после переделки по типу Ту-16К-26.
- Ту-16К-22 Носитель УР К-22.
- Ту-16К-26) Дальний бомбардировщик-ракетоносец. Носитель УР К-26. Принят на вооружение 4 декабря 1969 года.
- Ту-16К-26П Носитель ракет КСР-5П. Разработан в начале 70-х годов.
- Ту-16КРМ Носитель ракет-мишеней. Мог нести мишени КРМ-1, КРМ-2, КСР-5НМ, КСР-5НВ. По заказу ПВО переоборудовано несколько самолётов.
- Ту-16КС Дальний бомбардировщик-ракетоносец противокорабельных ракет КС-1 «Комета». В бомбоотсеке установлена РЛС наведения «Кобальт-М». На вооружение принят не был, хотя эксплуатировался в авиации ВМФ и поставлялся на экспорт.
- Ту-16КСР Дальний бомбардировщик-ракетоносец под ракеты КСР и КСР-2.
- Ту-16ЛЛ Летающая лаборатория для испытания различных двигателей. Переоборудовано несколько самолётов. 1 февраля 1971 года на таком самолёте погиб дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан.
- Ту-16М Радиоуправляемая мишень. В мишени переоборудовались отслужившие свой срок самолёты.
- Ту-16Н Заправщик самолётов Ту-22. Оснащался системой заправки «шланг-конус». Начиная с 1963 года часть бомбардировщиков переоборудовалась в заправщики Ту-16Н.
- Ту-16П «Букет» Самолёт РЭБ. Оснащался станцией постановки активных помех СПС-44 «Букет». В начале 70-х годов в эту модификацию переоборудованы Ту-16П «Ёлка».
- Ту-16П «Ёлка» Самолёт РЭБ постановщик пассивных помех. Мог использоваться как бомбардировщик. С 1960 года переоборудовались все Ту-16СПС.
- Ту-16ПЛ Противолодочный.
- Ту-16Р Дальний разведчик. Отличался 7 фотокамерами, станцией активных помех, аппаратурой радиотехнической разведки СРС-3 в подвесных контейнерах под крылом. Разработан в 1955 году.
- Ту-16РМ Самолёт морской радиоэлектронной разведки и целеуказания. Переоборудовано несколько Ту-16К-10.
- Ту-16РМ-2 Самолёт морской радиоэлектронной разведки и РЭБ.
- Ту-16РР Самолёт радиационной разведки. Отличался подвесными контейнерами с аппаратурой для забора проб воздуха. Разработан в 1970 году. Переоборудовано 7 Ту-16Р.
- Ту-16РТ Самолётный измерительный пункт для испытаний крылатой ракеты «Буря». В 1956 году переоборудовано 6 самолётов Ту-16Р.
- Ту-16РЦ Летающая лаборатория для испытаний системы наведения ракет П-6. Изготовлен в 1964 году.
- Ту-16С Морской поисково-спасательный. Оснащался сбрасываемым катером «Фрегат». В конце 60-х годов переоборудовано несколько Ту-16Т. Стоял на вооружении до середины 80-х годов.
- Ту-16СПС Самолёт РЭБ. Выпускался с 1955 года.
- Ту-16Т Торпедоносец. Выпускался с 1957 года. В конце 60-х годов почти все самолёты переоборудованы в Ту-16ПЛ.
- Ту-16ТРЖК Самолёт для перевозки жидкого кислорода.
- Ту-104 Пассажирский самолёт. Отличался фюзеляжем увеличенного диаметра. Первый полёт 17 июня 1955 года. В 1956—1960 годах изготовлен 201 самолёт.
- Ту-104? Ряд модификаций Ту-104.
- Ту-107 Военно-транспортный самолёт на базе Ту-104. Отличался фюзеляжем большего диаметра. Изготовлен в одном экземпляре.
- Xian H-6 Вариант бомбардировщика средней дальности Ту-16 производившийся в Китае по лицензии. Изготовлено не менее 200 самолётов.
- Xian H-6A Китайский стратегический бомбардировщик носитель ядерного оружия
- Xian H-6-IV Китайский морской бомбардировщик ракетоносец под ракеты C-601 Silkworm.
- «97» проект модификации Ту-16 под два двигателя ВД-5 и увеличенную стреловидность крыла до 45 градусов.
- «103» проект модификации Ту-16 под четыре двигателя ВД-7 или АМ-13. Предполагалось создание сверхзвукового бомбардировщика.
Просмотров: 4868
|