Авиация Ту-204 - История создания

03 июля 2011


Оглавление:
1. Ту-204
2. История создания
3. Лётно-технические характеристики
4. Эксплуатанты
5. Модификации
6. Сравнение с основными аналогами
7. Аварии и инциденты



Выбор концепции

Ту-204 на авиасалоне в Ле-Бурже

Разработка среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-204 началась в ОКБ имени Туполева в 1973. В процессе работы над новым самолётом было рассмотрено множество различных схем и компоновок. Параллельно в КБ шла разработка проектов пассажирских самолётов Ту-164, Ту-174, Ту-184, Ту-194. Дальнейшим развитием поисковых исследований стала выработка концепции развития магистральных самолётов путём создания 2-3 базовых типов с дальнейшим получением на их основе путём модификации всей необходимой гаммы. Одним из таких базовых самолётов стал Ту-204. Работы по его проектированию возглавил главный конструктор Леонид Леонидович Селяков. Первоначально предполагалось установить на нём 2 двигателя НК-8-2У. Конструкция предполагала большую преемственность с серийными Ту-134 и Ту-154. Многие конструктивные решения были взяты от проектов Ту-134Д и Ту-136, разработка которых велась в это время в КБ.

К середине 1970-х годов проект Ту-204 трансформировался в «аэробус», близкий по компоновочным решениям к американскому самолёту DC-10. Его отличал фюзеляж длиной 48 м, крыло умеренной стреловидности с мощной механизацией вдоль всей задней кромки. В качестве силовой установки рассматривались двигатели Д-30А, Д-30КУ, перспективные ТРДД и ТВВД. В семейство должны были войти ближнемагистральные Ту-204-100 и Ту-204-150, среднемагистральные Ту-204-200 и Ту-204-250. Позже, в 1977—1978 гг., рассматривались 2 основных направления: двухдвигательный Ту-204-200 и трёхдвигательный Ту-204-300.

Разработка

Ту-214 в Жуковском, 1997

В конце 1970-х вышло постановление Совета Министров СССР о создании новых пассажирских магистральных самолётов. ОКБ Туполева на основании постановления поручили разработку среднемагистрального самолёта для замены Ту-154. В 1979 году ведущим конструктором по Ту-204 официально утверждён Леонид Селяков. При проектировании широко применялась вычислительная техника. При выборе силовой установки выбор пал на перспективный двигатель Д-90 ОКБ Соловьёва. В течение двух лет проект был переработан под этот двигатель. 11 августа 1981 вышло Постановление Совета Министров о разработке трёхдвигательного среднемагистрального пассажирского самолёта. 20 июля 1982 года МГА и МАП утвердили техническое задание на самолёт. В этом же году заказчику был представлен эскизный проект и макет самолёта.

С появлением самолётов Боинг-757, Боинг-767 и A300 требования к самолёту изменились — он стал двухдвигательным. Новое техническое задание было утверждено 15 декабря 1983. В конструкции самолёта были применены новые алюминиевые и титановые сплавы, а также композитные материалы. Для сокращения числа стыков были использованы длинномерные панели. Применена усовершенствованная схема шумоизоляции и новые лакокрасочные материалы. Все системы спроектированы на основе новых принципов и с широким применением цифровой техники. Много сил и внимания уделено эргономике кабины экипажа.

В 1987 году Ульяновский авиазавод приступил к подготовке серийного производства. В 1988 году на опытном производстве АНТК изготовлен первый прототип. 2 января 1989 он впервые поднялся в небо. Основной объём заводских испытаний завершён к декабрю 1993 года. Не дожидаясь окончания испытаний завод «Авиастар» начал серийное производство. 17 августа 1990 года был выпущен первый серийный Ту-204. Эксплуатационные испытания самолёта прошли с марта по декабрь 1993 года в авиакомпании «Внуковские авиалинии». 12 января 1995 года Госавиарегистр РФ выдал на Ту-204 сертификат лётной годности. 23 февраля 1996 года Ту-204 совершил первый рейс с пассажирами по маршруту Москва — Минеральные Воды.

Ту-204 должен был стать таким же массовым, как и его предшественник Ту-154. В силу ряда причин этого не произошло. В настоящее время производится до 10 лайнеров в год. Регистрационные номера, присваиваемые бортам, начинаются с RA-640XX и RA-645XX.

Перспективы

7-го апреля, в интервью агентству ИСНА, Глава Организации гражданской авиации Ирана Реза Нахджавани заявил, что констатация Дмитрием Медведевым факта, что российские самолёты имеют технические недостатки, стала дополнительным аргументом в пользу отказа от эксплуатации в авиапарке страны самолётов производства КБ «Туполев».

Проекты

  • Ту-204-500 — модификация на базе Ту-204-300, созданная для коротких маршрутов. В настоящее время ни одного самолёта не построено.
  • Ту-204П — противолодочный. Финансирование программы было прекращено. Но в 2008 году программа получила шанс выжить.
  • Ту-206 — вариант Ту-204 с «криогенными» двигателями.
  • Ту-304 — с винтовентиляторными двигателями в хвостовой части.


Просмотров: 18870


<<< Ту-160
Ту-22МР >>>