Авиация Ту-2 - Разработка
06 июля 2011Оглавление:
1. Ту-2
2. Разработка
3. Боевое применение
4. Модификации
5. Операции
В апреле 1939 года принимается решение о создании дальнего пикирующего бомбардировщика для нанесения точечных ударов по кораблям противника в открытом море и в местах базирования. Самолёт должен был иметь высоту полёта не менее практических потолков истребителей вероятного противника и скорость полёта, близкую к ним; возможность скоростного пикирования с минимальным временем атаки; радиус полёта как минимум до основной базы британских ВМС Скапа-Флоу. Предполагалось на самолёте использовать 4 двигателя М-105ТК с турбокомпрессорами и установить самое совершенное оборудование для полётов над морем в любых метеоусловиях, как днём, так и ночью. Проект получил внутреннее обозначение «изделие 57» и официальное самолёт «ПБ». Параллельно с «изделием 57» прорабатывался двухдвигательный вариант «ПБ» с моторами М-120ТК русск..
С началом Второй мировой войны возникли сомнения в целесообразности создания морского пикировщика для ударов по кораблям Великобритании, и начинаются работы над фронтовым пикировщиком с двумя моторами. Все наработки по «изделию 57» оставались в силе, и двухдвигательный «сухопутный» вариант получил внутреннее обозначение «изделие 58», или «самолёт 103». Имелось и официциальное наименование машины «ФБ». К февралю 1940 года был проработан эскизный проект самолёта, в марте принято решение об опытном строительстве. За машиной закрепляется шифр самолёт «103» 2М-120ТК. В резервном варианте предусматривается установка на самолёт моторов АМ-35А. Постройка самолёта началась в мае 1940 года, а в августе КБ сдало рабочие чертежи. В ходе изготовления машины пришлось перекомпоновать самолёт под двигатели жидкостного охлаждения АМ-37.
Самолёт представлял собой цельнометаллический двухдвигательный высокоплан с двухкилевым оперением, крылом кессонной конструкции с закрылками и тормозными решётками. Продуманное рациональное размещение экипажа из трёх человек, бронезашита, хорошее оборонительное вооружение, противопожарная система с заполнением топливных баков нейтральным газом отличала самолёт в лучшую сторону от других самолётов того периода. Самолёт опередил своё время.
29 января 1941 года летчик-испытатель М. А. Нюхтиков выполнил первый полёт. Госиспытания проходили в июне-июле 1941 года, параллельно со второй машиной «103У». По результатам испытаний было принято решение по дальнейшим работам по самолёту «103», но без запуска в серию. На базе «103У» с увеличенным составом экипажа до 4 человек было решено начать серийное производство. В сентябре 1941 года на омском авиазаводе № 166 началась сборка самолётов «103У», в серии переименованых в «103С», с двигателями воздушного охлаждения М-82.
Самолёт «103В» проектировался параллельно с машинами «103» и «103У» под новые моторы М-120ТК-2. Отсутствие к сроку новых моторов заставило переработать проект под моторы М-82А. Из-за недоведённости силовых установок испытания затянулись до августа 1942 года. В ходе испытаний самолёт официально стал именоваться Ту-2. Первые серийные машины «103ВС» стали поступать в войска с марта 1942 года. На основании опыта боевого применения самолёт был доработан усилено оборонительное вооружение и проведены доработки силовых установок по повышению надёжности их работы. Всего заводом № 166 построено 80 самолётов Ту-2 2М-82.
Самой массовой серией строился самолёт Ту-2С с моторами М-82ФН. Производство было организовано на заводе № 22 в Казани, всего построено 2527 самолётов различных модификаций. Производство прекращено в 1951 году.
Просмотров: 4322
|