Авиация Ту-95 - Катастрофы

24 июня 2011


Оглавление:
1. Ту-95
2. История создания
3. Конструкция
4. Вооружение
5. Модификации
6. Именные самолёты
7. Эксплуатация
8. Служба
9. Катастрофы
10. Сравнение с аналогами



По неполным данным, в катастрофах потеряно 28 машин типа "Bear", погибло 205 человек личного состава.

Дата Мод. Бортовой номер Командир Место катастрофы Погибло
11.05.1953 Ту-95/1 Перелёт А. Д. 3
В 17-м испытательном полёте произошло разрушение редуктора 3-й силовой установки и возник пожар. В катастрофе погиб экипаж лётчика-испытателя Алексея Дмитриевича Перелёта. А. Д. Перелёту посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза за вклад в создание Ту-95.
24.11.1956 Ту-95 7
Разрушение турбины двигателя НК-12. Экипаж погиб.
16.03.1957 Ту-95 № 6800310 7
Катастрофа самолёта.
20.09.1959 Ту-95 № 6800305 7
Катастрофа самолёта.
05.01.1963 Ту-95К № 8802004 7
Катастрофа самолёта.
25.08.1965 Ту-95М № 7800504 полковник Тропынин 409 ТБАП г. Узин 7

Экипаж выполнял полёт парой с самолётом м-ра Иванова на прорыв ПВО и двигался со стороны моря в направлении г. Одесса. В ходе выполнения противоракетного манёвра с креном 30° и одновременной стрельбой противорадиолокационными патронами из верхней пушечной установки создались условия, при которых открылись замки заливных горловин хвостовых фюзеляжных топливных баков, расположенных недалеко от среза стволов и произошёл взрыв паров керосина от пороховых газов пушечной установки. Экипаж погиб.

25.08.1965 Ту-95 № 4800003 майор Иванов 409 ТБАП г. Узин 7

Экипаж выполнял полёт парой с самолётом п-ка Тропынина на прорыв ПВО и двигался со стороны моря в направлении г. Одесса. В ходе выполнения противоракетного манёвра с креном 30° и одновременной стрельбой противорадиолокационными патронами из верхней пушечной установки создались условия, при которых открылись замки заливных горловин хвостовых фюзеляжных топливных баков, расположенных недалеко от среза стволов и произошёл взрыв паров керосина от пороховых газов пушечной установки. Экипаж погиб.

20.07.1967 Ту-95РЦ 65МРЦ204 304 ОДРАП Хороль 7
Катастрофа самолёта.
15.01.1971 Ту-95РЦ 401 подполковник Растяпин А. 392 ОДРАП Кипелово 7
Самолёт упал при выполнении ночью тренировочного полёта над Баренцевым морем. Предположительно — пожар двигателя.
03.09.1971 Ту-95РЦ 63МРТС003 П-к Гладков 392 ОДРАП Кипелово 7
Командир полка разбился при заходе на посадку. Упал не дотянув до ВПП, при видимости — «0».
04.08.1976 Ту-95РЦ 66МРТС304 М-р Красносельских А. И. 2 кл. 392 ОДРАП Кипелово 7
Самолёт м-ра Красносельских упал в 20 ч. 15 мин. у побережья Канады при перелёте с о. Куба на Кольский полуостров в Атлантическом океане. Через 6 ч. 20 мин. после взлёта произошло сваливание при изменении эшелона с 8700 м до 9 000 м. Экипаж пытался вывести самолёт, но он оставался неуправляемым, а перегрузки не дали возможности лётчикам его покинуть. Ведомый экипаж снизился до 300 м, но места катастрофы не обнаружил. Поисковая группа кораблей нашла отдельные части самолёта, останки членов экипажа и документы. Наиболее вероятная причина катастрофы — штопор после попадания в спутный след пролетевших перед ними по международной трассе самолётов. Расшифровка МСРП-12 подтверждает попытку справиться с внешними возмущениями и попытку парировать их. В дальнейшем, после достижения вертикальной перегрузки 1,8 произошло сваливание. Ещё предположительная версия — пожар двигателя
06.08.1976 Ту-142 л-т Хазагеров В. М. б/кл., инстр. м-р Морозов В. П. 1 кл. 76 ОПЛАП Кипелово 6
В 16 ч. 27 мин. кандидат на должность КК л-т Хазагеров В. М. с инструктором Морозовым В. П. днём, ПМУ, выполняли контрольный полёт по коробочке, оперативный аэродром Североморск-1. После касания ВПП при V пробега 280 км/ч, пробежав по полосе 740 м, самолёт развернуло вправо. Пробежав по грунту 450 м, самолёт свалился в старую бомбовую воронку, заполненую водой, разрушился и частично затонул.
05.10.1976 Ту-95РЦ № 6800306 М-р Мальцев В. В. 1023 ТБАП 7
Экипаж после выполнения маршрутного полёта ночью из-за ухудшения метеоусловий был направлен на запасной аэродром Алма-Ата. После прохода створа ВПП экипаж руководствовался командами диспетчера. На дальности 12 км диспетчер круга передал экипажу: «На глиссаде находитесь». При очередном довороте по команде диспетчера круга «на курс 270°», самолёт на удалении 7800 метров от торца и 3650 метров слева по заходу от оси взлётно-посадочной полосы с креном 30° и со снижением, столкнулся с верхушками деревьев и линии электропередачи, имеющей превышение относительно торца ВПП в 111 метров. Самолёт разрушился и сгорел. Экипаж погиб.
05.10.1976 Ту-95РЦ № 5800205 1023 ТБАП 7
Катастрофа самолёта..
28.08.1977 Ту-95К № 6802301 Ст.л-т Попов П. Ф. 182 ГТБАП Моздок 9+3
28.08.1977 Ту-95К № 9802010 Ст.л-т Бибишев А. В. 182 ГТБАП Моздок 7
Экипажи в составе трёх самолётов ТУ-95 при выполнении группового полёта днём, по маршруту, в плотных боевых порядках, через 2 часа 6 минут после взлёта, столкнулись при развороте на высоте около 10000 м. В результате столкновения один из самолётов взорвался в воздухе. Второй самолёт потерял управление и перешёл в беспорядочное падение, при столкновении с землей разрушился и сгорел. В разбившихся самолётах были 3 курсанта авиационного училища. Курсанты проходили госполеты. Погибли 16 членов экипажа и 3 курсанта. Спаслись 2 члена экипажа.
10.01.1978 Ту-95РЦ 65МРТС106 М-р Вейшнарович Г. П., 1кл. 304 ОДРАП Хороль 10
Самолёт упал в Тихий океан восточнее Японских островов при выполнении полёта на обеспечение запуска космического объекта. Вылет был из Хороля ночью в СМУ ведомым в паре п/п-ка Гречко А. А. На высоте 8400 м, встретив фронт, при облачности до 8500 м, Гречко принял решение увеличить высоту полёта. Через 5 мин. связь с ведомым прекратилась. В районе предполагаемого места падения обнаружен пустой МЛАС-1. Экипаж 10 человек погиб
??.??.1979 Ту-95 ДА 7
??.??.1979 Ту-95 ДА 7
При выполнении учебной стрельбы из бортовых стрелковых установок Ту-95 на них произошло нарушение герметичности кислородной системы, и на борту обоих возник пожар. Самолёты упали в Чёрное море.
28.01.1982 Ту-95М-55 № 8800601 Кульчицкий Н. Е. ЛИИ МАП Жуковский 10
Катастрофа самолёта при взлёте в сложных метеоусловиях, экипаж: кк Кульчицкий Н. Е., пкк Шкатов В. И., шк Шевцов А. С., вшк Николаичев А. И., Горсткин И. Н., Жилин А. А., Серман В. Э., Амплеев В. Я., Сангатулин Х. И., Макаров К. П. — погибли, похоронены в Жуковском
25.01.1984 Ту-95РЦ М-р Вымятнин В. К. 1кл. 392 ОДРАП 7
Аэродром Оленья Кольский п-ов, падение после отрыва от ВПП. В 2 ч. 30 мин., при облачности 3 балла, видимости 10 км, температуре −17°, через 1 мин. 55 сек. в процессе взлёта и наборе высоты 350 м при скорости 346 км/ч экипаж преждевременно убирает шасси и закрылки и самолёт выходит на закритические углы атаки, с последующим сваливанием. Ситуацию лётчик не понял, мер по предупреждению не принял. Падение происходило с переменными кренами до 60°, с потерей поступательной скорости и вертикальной около 25 м/с. Одной из причин катастрофы явилось нарушение центровки — вместо предельно допустимой 24,5 % было 24,55 % САХ. Экипаж погиб.
20.04.1984 Ту-142 П-к Зубков В. И. 1кл. 310 ОПЛАП Каменный Ручей 7
Тренировочный полёт по маршруту на максимальную продолжительность в удалённые районы в порядке пары. Через 1 ч. 15 мин. после взлёта, на высоте 7200 м и скорости 730 км/ч в центре Охотского моря возникла аварийная обстановка. Борт перешёл на снижение с появлением чёрного дыма и белого шлейфа из правой плоскости, с последующим возникновением через 1 минуту очага огня и переходом самолёта в правую нисходящую спираль с возрастанием крена до 60-70°. Вероятная причина того, что экипаж не покинул борт — большие отрицательные перегрузки. Вероятной причиной катастрофы явилось разрушение элементов 3-й силовой установки, что привело к пожару с последующим кренением и крутой спиралью в сторону отказавшего двигателя.
28.09.1984 Ту-95К М-р Положий В. А. 1226 ТБАП 2
Экипаж после выполнения маршрутного полёта, ночью, из-за ухудшения метеоусловий, был направлен на запасной аэродром Жана-Семей. Снизился под глиссаду. Посадку произвёл на повышенной скорости с опережением на переднюю стойку. После приземления передняя кабина отделилась, фюзеляж взмыл и упал на грунт левее ВПП, разрушился и частично сгорел. КОУ и ВСР погибли.
13.02.1985 Ту-95РЦ М-р Кривенко С. Д. 1кл. 169 САП ТОФ Камрань 7
Вылетев ночью в СМУ с авиабазы Камрань в качестве ведущего пары, при облёте побережья Южно-Китайского моря, на восьмом часу полёта самолёт упал в море. За 50 минут до падения командир передал ведомому о прекращении выполнения задания и срезании маршрута напрямую на аэродром Камрань, не объяснив причину этого манёвра. Ведомый, следуя за ведущим на высоте 15 км с превышением 300 м заметил по световому мигающему маяку энергичное перемещение ведущего вправо с последующим снижением, а затем принял по радио сообщение: «Падаем! Падаем! Кто меня слышит? Па…» Падение ведомый не видел — облачность с верхним краем 2000 м. Самолёт никто не покинул. Наиболее вероятная причина катастрофы — потеря управляемости из-за отказа одного из двигателей правой плоскости и невыход винтов в режим флюгирования, что привело к резкому разворачивающему моменту.
12.10.1985 Ту-95К М-р Шарнин В. А. 79 ТБАП 6
Экипаж выполнял полёт по маршруту. Через 38 минут после взлёта на эшелоне 8500 м в горизонтальном полёте при скорости 750 км/ч штурман доложил: «Вспышка на левом двигателе!» По ошибочному поспешному докладу ШК, при устойчивой работе всех четырёх двигателей, лётчиками были необоснованно зафлюгированы винты исправного второго двигателя. Через 10 секунд старший техник зафлюгировал финты исправного первого двигателя. КК, пытаясь сохранить скорость, перевёл самолёт на снижение и, когда высота стала опасной по условиям местности, допустил энергичный набор и вывел самолёт на режим сваливания. В процессе сваливания ШК удалось покинуть самолёт и приземлиться на парашюте. Самолёт при ударе о землю разрушился. Остальные шесть членов экипажа остались на рабочих местах и погибли.
25.08.1986 Ту-95РЦ М-р Столяров С. А. 304 ОДРАП Хороль 10
Падение после отрыва от ВПП Кневичи из-за отказа управления. Через 2 мин. 47 сек. после взлёта на высоте 500 м и скорости 470 км/ч началось самопроизвольное кренение самолёта влево с возрастающей угловой скоростью и снижением. Это было вызвано самопроизвольным отклонением руля направления влево до упора. Отклонение элеронов и взятие штурвала на себя результатов не дали. На удалении 10 км от ВПП, с левым креном 80° и углом снижения 70°, самолёт столкнулся с землёй и сгорел. Оператор радиоразведки пр-к Звягинцев покинул самолёт в неуправляемом полёте на высоте 250—200 м, принудительно раскрыл парашют и спасся. КК команду на покидание самолёта ввиду скоротечности ситуации дать не успел. Причина катастрофы — потеря путевой управляемости самолёта из-за ухода руля направления в крайнее левое положение при балансировке самолёта триммером. Экипаж 10 человек — погиб.
24.12.1987 Ту-95К № 6002209 М-р Бугаев А. П. 182 ТБАП 3
Комотряда выполнял тренировочный полёт по кругу при метеоминимуме погоды ночью. После набора высоты круга, при полёте от второго к третьему развороту, на высоте 400 м бортовой инженер доложил КК о срабатывании сигнализации обледенения самолёта и по его команде включил противообледенительную систему двигателей и винтов. При этом за несколько секунд выключились 3-й, 2-й и 4-й двигатели с автоматическим флюгированием винтов. КК доложил о случившемся РП и приказал экипажу покинуть самолёт. Пять членов экипажа покинули самолёт и благополучно приземлились на парашютах. КК и ПКК пилотировали самолёт с одним работающим внешним двигателем. Выпустив шасси и включив посадочные фары, они пытались выполнить вынужденную посадку вне аэродрома. Приземление произошло на вспаханное поле с большой вертикальной скоростью на основные стойки шасси с последующим разрушением самолёта. КК и ПКК погибли на рабочих местах. ШК обнаружен мёртвым в 30 м от передней гермокабины.
6.11.2009 Ту-142МЗ М-р Капкин В. Е. 568 ОСАП ТОФ Каменный Ручей
Ту-142М3 борт № 55 упал в воду при заходе на посадку после третьего разворота в акватории Татарского пролива, в 15-20 километрах от береговой линии. Погибло 11 человек.


Просмотров: 34183


<<< Ту-444
Че-22 >>>