Авиация Вертолёт - Применение
22 января 2011Оглавление:
1. Вертолёт
2. Этимология
3. Предыстория
4. История
5. Россия
6. Основные принципы
7. Преимущества и недостатки
8. Применение
9. Управление
10. Техника безопасности
Вертолёты применяются:
- в вооружённых силах;
- в полицейских операциях и операциях спецназа;
- в спасательных работах;
- при тушении пожаров;
- в медицине;
- в коммерческих перевозках;
- для съёмок с воздуха;
- для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур;
- как вид общественного транспорта;
- при строительных работах
Классификация вертолётов
Вертолёты обычно разделяют по аэродинамической схеме, по грузоподъёмности, по назначению. По аэродинамической схеме:
- Одновинтовые с рулевым винтом. Для компенсации реактивного момента используется рулевой винт, создающий тягу в направлении вращения НВ. Традиционно эту схему называют «классической схемой». По этой схеме построено большинство существующих вертолётов;
- Одновинтовые со струйной системой управления. Для компенсации реактивного момента используется система управления погранслоем на хвостовой балке и реактивное сопло на конце. На Западе известна как NOTAR, англ. No Tail Rotor «без хвостового винта», что несколько некорректно ввиду наличия множества схем, подпадающих под это определение. Пример: MD 520N; MD 900 Explorer.
- Одновинтовые с реактивным принципом вращения лопастей. Также именуются реактивными вертолётами. Двигатели расположены на лопастях и на вал несущего винта не передается сильных моментов, как в случае расположения двигателей в фюзеляже. Такая схема исключает наличие реактивного момента от несущего винта . Существуют различные варианты этой схемы: с установкой прямоточных воздушно-реактивных двигателей на законцовках лопастей, либо с соплами на законцовках лопастей и подачей горячего выхлопа на них от расположенного в фюзеляже газотурбинного двигателя, либо компрессорный привод «холодного цикла»: газотурбинный двигатель в корпусе вертолёта приводит компрессор, а сжатый воздух от него подводится через трубопроводы к соплам на законцовках лопастей. Было построено несколько экспериментальных машин с реактивным приводом. Пример: вертолёт ОКБ Миля В-7, Hiller YH-32 Hornet.
Только привод компрессорного типа использовался на серийно строившемся вертолёте. Пример: Sud-Ouest SO.1221 «Djinn».
- Двухвинтовые продольной схемы. Компенсация реактивного момента происходит за счёт наличия двух одинаковых винтов, вращающихся в противоположные стороны и расположенных в передней и задней частях фюзеляжа. Данную схему называют также «летающий вагон». Пример: CH-47 Chinook, Як-24.
- Двухвинтовые поперечной схемы. Аналогична предыдущей, но винты расположены на фермах либо крыльях по бокам фюзеляжа. Пример: В-12.
- Двухвинтовые соосной схемы. Компенсация реактивного момента происходит за счёт наличия двух одинаковых винтов вращающихся в противоположные стороны и расположенных на одной оси. Пример: Большинство вертолётов УВЗ им. Камова.
- Двухвинтовые с перекрещивающимися плоскостями роторов. Также именуются синхроптерами. Оси вращающихся в противоположные стороны роторов наклонены по отношению друг к другу, плоскости вращения роторов пересекаются, для исключения столкновения лопастей вращение их синхронизировано. Пример: Kaman HH-43 Huskie.
- Многовинтовые. Компенсация происходит за счёт наличия равного количества противоположно вращающихся винтов.
- Винтокрылы. Эта схема отличается от вышеперечисленных тем, что для создания пропульсивной тяги используется тянущий/толкающий винт или реактивный двигатель. Тут название «винтокрыл» означает, что при горизонтальном полёте винт используется как крыло. Пример: Ка-22, Fairey Rotodyne.
- Конвертопланы. Эта схема переходного летательного аппарата, который взлетает как вертолёт с помощью винта, а в горизонтальном полете летит как самолёт, используя винты как пропеллеры. Конвертопланы разделяются на аппараты
- с поворотной винтомоторной группой крыло неподвижно, поворачивается двигатель с винтом;
- с поворотным крылом поворачивается крыло вместе с расположенной на нём винтомоторной группой;
- вертикальные элементы конструкции не поворачиваются, но аппарат стоит «на хвосте». Последний тип, однако, скорее можно отнести к самолётам вертикального взлёта и посадки с кольцевым крылом.
По грузоподъёмности:
- лёгкие регламентируются авиационными правилами АП-27;
- средние регламентируются авиационными правилами АП-29;
- тяжёлые.
По назначению:
- Многоцелевые большинство вертолётов на данный момент подпадают под эту категорию. Это делается из экономических соображений;
- Пассажирские/административные предназначены для перевозки пассажиров на небольшие расстояния;
- Транспортные предназначены для перевозки различных грузов в грузовой кабине и на внешней подвеске;
- Вертолёты-краны предназначены для монтирования конструкций в недоступных горных районах и высотных зданиях;
- Разведывательные предназначены для проведения различного рода разведывательных операций, как правило являются барражирующими;
- Боевые предназначенные для проведения военных операций, имеют свою классификацию.
Просмотров: 17068
|