Авиация Вильямсон, Александр Александрович

22 января 2011


Оглавление:
1. Вильямсон, Александр Александрович
2. Биография



Орден Ленина Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Александра Невского
Орден Отечественной войны I степени Орден Отечественной войны I степени Орден Отечественной войны 2 степени Орден Красной Звезды
Орден Красной Звезды

Александр Александрович Вильямсон — Герой Советского Союза, Вильямсон Александр Александрович - командир эскадрильи 104-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии капитан.



Родился 13 августа 1918 года в городе Торжок ныне Тверской области в семье служащего. Еврей, хотя в большинстве биографий - русский. Через год после рождения сына умер отец. А через несколько лет мать с детьми переехала в Крым. Здесь Александр в 1935 году окончил школу-семилетку и поступил работать на металлургический завод им. Войкова в городе Керчь. Позднее окончил 2 курса Ялтинского сельскохозяйственного техникума, с 1937 года работал электромонтёром на заводе в Симферополе. Без отрыва от производства окончил аэроклуб.

В мае 1940 года был призван в Красную Армию и по комсомольской путевке напарвлен в летное училище.

В июне 1941 года окончил Качинскую военно-авиационную школу пилотов.

С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. Весь боевой путь, от рядового пилота до командира эскадрильи, прошёл в составе 298-го истребительного авиационного полка. Боевой счёт открыл в августе 1941 года – в район города Запорожье сбил бомбардировщик Хе-111. Воевал на южном, Северо-Кавказском, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах. Сражался в небе Украины, Северного Кавказа, Польши и Германии. На борту каждого его самолета была надпись «За Виталия», в память о друге Виталии Горохове, погибшем в сентябре 1941 года. Воевал вместе А.И. Покрышкиным. Член ВКП/КПСС с 1943 года. 

К концу войны командир эскадрильи гвардии капитан Вильямсон совершил 382 боевых вылета, в 66 воздушных боях лично сбил 18 и в составе группы 6 самолетов противника. Последнюю победу одержал в небе над Берлином 28 апреля 1945 года. 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года гвардии капитану Вильямсону Александру Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

24 июня 1945 года участвовал в историческом Параде Победы на Красной площади в Москве.

После войны А.А.Вильямсон продолжал службу в ВВС СССР. В 1953 году окончил высшие офицерские лётно-тактические курсы. Был заместителем командира, а с 1958 по 1960 годы - командиром 764-го истребительного аивиационого полка ПВО. Летчики полка весной 1960 года участвовали в охоте на самолет-разведчик У-2, позднее сбитый зенитчиками. 

В 1960 году гвардии полковник А.А. Вильямсон по состоянию здоровья ушел в запасе. С 1963 года работал в системе Аэрофлоте: на Камчатке, затем в Симферополе диспетчером аэропорта.

Жил в городе Симферополь. Умер 23 февраля 1986 года. Похоронен на кладбище «Абдал» в Симферополе.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «ХХХ лет СА и ВМФ». 

В мае 2009 года имя Александра Вильямсона присвоено самолету МиГ-31 764-го истребительного аивиационого полка.

Когда теперь, спустя много лет после окончания войны, Александра Александровича Вильямсона просят рассказать о самом примечательном боевом эпизоде, он вспоминает февраль 1942 года.

298-й истребительный авиаполк находился тогда на полевом аэродроме под Кадиевкой. Из штаба Южного фронта поступил приказ - сопровождать бомбардировщики для удара по одной из железнодорожных станций, где по данным разведки гитлеровцы разгружали воинские эшелоны. По всем расчетам истребителям до станции и обратно не дотянуть - не хватит горючего. А если еще придется вступить в бой? Но приказ есть приказ. Единственное, что могли сделать летчики, это лететь на самолетах, на которых установлены более экономичные моторы. Бомбардировщики, сопровождаемые истребителями, благополучно достигли цели и сбросили бомбы. На станции все заполыхало. Рвались цистерны с горючим, боеприпасы, горели здания...

"Когда возвращались назад, - пишет А. Вильямсон, - под Артемовском заметили вражеский аэродром, по которому длинными хвостами тянулись снежные струи: поднимались в воздух фашистские истребители. Завязался бой. Как случилось, не пойму до сих пор, но меня отсекли от своих. Потерял их из виду. А тут наседает четверка "мессершмиттов". Чтобы не подставлять под удар "брюхо", резко нырнул вниз и перешел на бреющий полет. Оглянулся - один из фашистов пристраивается в хвост. Вот-вот очередь прошьет моего "ишачка", и тогда конец. Что делать ? Резко убираю газ. И в тот же миг фашистский истребитель с воем проносится надо мной. Он явно не ожидал такого маневра. Через несколько секунд уже я оказываюсь у него в хвосте. Нажимаю на гашетку, и "мессер" падает на землю.

Куда девались остальные фашисты - не знаю. Но если бы кому-то из них вздумалось преследовать меня дальше, мне бы от них не уйти: патронов больше нет, горючее на нуле, а до линии фронта еще далеко. И вдруг вижу - навстречу тянется пятерка дорогих "ишачков". Это мои ребята, выдержав трудный воздушный бой, спешили мне на выручку. Признаюсь, не сдержал тогда слез. "Да разве такие дадут погибнуть" - подумал я и вклинился в их строй".

На последних каплях горючего истребители перетянули через линию фронта. Садились почти на передовой, в одиночку, кто куда долетел. Только на третий день А. Вильямсон смог отблагодарить боевых товарищей, не бросивших его в беде...



Просмотров: 1780


<<< Верников, Яков Ильич
Виноградов, Леонид Васильевич >>>