Авиация Як-141 - Представители

29 июня 2011


Оглавление:
1. Як-141
2. История
3. Конструкция
4. Корабли-носители
5. Представители
6. Окраска
7. Модификации
8. Полёты
9. Сравнение с аналогами
10. Лётно-технические характеристики
11. Як-141 в компьютерных играх



Ранние варианты

В ходе раннего этапа проектирования прорабатывалось два основных варианта будущего самолёта — с единой и комбинированной силовыми установками. Было изготовлено несколько масштабных моделей, демонстрирующих особенности выбранной конструкции.

Варианты с единой силовой установкой:

  • Модель с б/н 41 — вариант с использованием выносной форсажной камеры вместо подъёмных двигателей. Представляет собой среднеплан, отличающийся высокорасположенными воздухозаборниками и использованием плоского двухкоординатного сопла у ПМД.
  • Модель с б/н 71 — ранняя версия варианта, принятого в начале разработки за основной. Единственный ПМД располагался в передней части фюзеляжа, а его сопло — возле центра масс самолёта. Такое расположение двигателя делало данный вариант похожим на Як-36.
  • Модель с б/н 74 — поздняя версия «Монстра Шехтера». Из отличий — удлиненный фюзеляж, воздухозаборник ПМД дополнился полуконусом, задние стойки шасси в сложенном положении теперь размещались не в корпусе, а в специальных обтекателях в крыле.

Варианты с комбинированной силовой установкой:

  • Модель без б/н — среднеплан, выполненный по аэродинамической схеме «бесхвостка».
  • Модель с б/н 01 — близкий по компоновке к Як-38 вариант. Здесь вместо сопла ПМД также используются две поворотные насадки, имеются схожие по форме воздухозаборники и единственный киль.
  • Модель с б/н 41 — близкий к финальной версии вариант, отличающийся полукруглыми воздухозаборниками с полуконусами.
  • Модель с б/н 47 — финальная версия.
  • Модель с б/н 70 — близкий к финальной версии вариант, отличающийся расположением подъёмных двигателей в носу перед кабиной лётчика, а также использованием плоского двухкоординатного сопла у ПМД.
  • Модель с б/н 74 — близкий к финальной версии вариант, отличающийся двумя боковыми створками, скрывающими сопло ПМД снизу при горизонтальном полёте.
  • Модель с б/н 77 — низкоплан, выполненный по схеме «утка». У ПМД два осесимметричных сопла.

Модели для аэродинамической трубы

  • Модель «Монстра Шехтера» чёрного цвета — использовалась для определения направления истечения выхлопных газов ПМД.
  • Модель финальной версии — имела специальные крепления, позволяющие устанавливать её с разными углами атаки.
  • Модель финальной версии чёрного цвета
  • Модель финальной версии большого размера — модель в масштабе 1:10 с подвижными элементами оперения. Демонстрировалась в 1991 году на международном авиасалоне в Ле Бурже.

Испытательные стенды и макеты кабины

Первый лётный экземпляр в Музее техники Вадима Задорожного
Второй лётный экземпляр в Центральном музее ВВС РФ
  • Комплексный стенд полунатурного моделирования для отработки бортового оборудования
  • Стенд для отработки силовой установки — был подвешен на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ.
  • Ранний макет кабины — с аналоговыми приборами, был воплощён на опытных образцах.
  • Поздний макет кабины — с МФИ на электронно-лучевых трубках.
  • Симулятор Як-41 — с него начал своё знакомство с «Яком» лётчик-испытатель Андрей Синицын.

Полноразмерные макеты

  • Макет ранней версии Як-41 — с единым ПМД.
  • Макет поздней версии Як-41 — с комбинированной силовой установкой.
  • Массогабаритный макет Як-41 — использовался на Черноморском судостроительном заводе при постройке ТАКР «Баку».
  • Макет Як-41М

Опытные образцы

Всего было построено четыре опытных самолёта, из них два для стендовых и два для лётных испытаний.

  • первый из серии опытных образцов Як-141, его сборка была завершена в первом квартале 1984 года. Он предназначался для испытаний на стенде сил и моментов, что включало в себя отработку функционирования силовой установки и проверку всех систем машины. Несмотря на наличие двигателей, не мог летать. Испытания изделия 48-1 начались в сентябре 1984 года и продолжались вплоть до 1991 года. В их ходе была тщательно исследована работа силовой установки нового «Яка», влияние раскалённых выхлопных газов как на сам самолёт, так и на подвешенное на подкрыльевых пилонах вооружение. Именно на изделии 48-1 лётчик-испытатель Синицын впервые «вживую» ознакомился с работой силовой установки нового истребителя. За исключением сборки, изделие 48-1 постоянно находилось в ЛИИ им. Громова. Его местонахождение в настоящее время неизвестно.
  • «Изделие 48-2» — первый лётный экземпляр, второй из серии опытных образцов Як-141, его сборка была завершена в декабре 1985 года, а 5 мая 1986 года самолёт был доставлен в ЛИИ им. Громова. Первый полёт изделие 48-2 совершило 9 марта 1987 года. Впервые был представлен на авиакосмическом салоне в Фарнборо 6-13 сентября 1992 года с новым б/н 141, где совершал показательные полёты. После этого демонстрировался на авиашоу МАКС-93 и 95, но уже только на статической экспозиции. Затем самолёт был выставлен в музее ОКБ Яковлева. В настоящее время машина находится в Музее техники Вадима Задорожного. Самолёт имеет старую окраску, на подкрыльевых пилонах подвешены макеты ракет Р-73 и Р-27Р.
  • «Изделие 48-3» — третий из серии опытных образцов Як-141 и хронологически последний, предсерийный лётный экземпляр. Был окончательно собран в июне 1987 года. Имел отличия от первой машины в приборном комплексе и компоновке кабины пилота, а также некоторые различия в конструкции. Совершил первый полёт 2 апреля 1989 года. 5 октября 1991 г. потерпел аварию и позже был восстановлен как музейный экспонат. В таком виде самолёт выставлялся на статической экспозиции авиасалона МАКС-93 на его московской площадке. Сейчас находится в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино. Внешним свидетельством той катастрофы является отсутствие у машины двигателя.
  • «Изделие 48СИ» — последний из серии опытных образцов Як-141, хронологически третий, был окончательно собран в июне 1986 года. Использовался для статических испытаний, которые продолжались с 5 сентября 1986 года по 31 марта 1987 года. Результаты испытаний были учтены при сборке изделия 48-3 и модернизации изделия 48-2. Позже хвостовая часть изделия 48СИ была использована для восстановления потерпевшего аварию второго лётного экземпляра.


Просмотров: 12838


<<< Як-130
Як-42 >>>