Авиация Зенитные башни люфтваффе

23 января 2011


Оглавление:
1. Зенитные башни люфтваффе
2. Конструкции зенитных башен
3. Башни Берлина
4. Башни Гамбурга
5. Башни Вены
6. Планировавшиеся зенитные башни



L-башня
G-башня

Зенитные башни люфтваффе — большие наземные бетонные бункеры, вооружённые артиллерией ПВО, использовавшиеся люфтваффе в годы Второй мировой войны для концентрированного размещения групп крупнокалиберных зенитных орудий с целью защиты стратегически важных городов от воздушных бомбардировок антигитлеровской коалиции. Также использовались для координации воздушной обороны и служили бомбоубежищами.

История создания

С началом Второй мировой войны немецкое руководство, несмотря на заявления Геринга о недопущении падения ни единой бомбы на территорию Рейха, осознавало неизбежность налётов британской авиации на территорию Германии, особенно на крупные промышленные города. В связи с этим возникла необходимость в создании мощной ПВО данных объектов. Не могло существовать столь мощной ПВО, чтобы исключить бомбардировки совсем. Однако вполне реальным было добиться такого положения, что бомбардировочная авиация британцев в ходе налётов в конце концов понесёт такие потери, которые заставят их отказаться от продолжения воздушных ударов.

Выполнить задачу ПВО одной истребительной авиацией представлялось невозможным, учитывая ночные и погодные условия, препятствующие действиям истребителей. Возникла необходимость организовать комплексную ПВО, состоящую, как из истребительной авиации, так и зенитных батарей. К 1940 году Люфтваффе располагали зенитками всех калибров, начиная от 20 мм и заканчивая 105 мм. Уже к 1941 году на вооружение поступили орудия калибром 128 мм.

Однако, при решении вопроса о противовоздушной обороне специалисты столкнулись с проблемой защиты центральной части крупных городов, имеющих большую площадь. При размещении зенитных батарей на окраине города, радиус действия огня орудий оставлял незащищенным центр города от самолётов, преодолевших позиции зенитной артиллерии на подступах к городу. Следовательно, необходимо было размещать часть средств ПВО внутри города. Однако, при этом возникала другая проблема, а именно проблема размещения зенитных батарей среди городских строений.

Зенитным орудиям необходим сектор обстрела все 360 градусов и угол подъёма ствола не ниже 30-40 градусов, чему критично мешали окружающие дома. Для всех крупных городов Германии характерна очень плотная застройка. Улицы узкие, с малыми промежутками между домами, крайне малые по размерам дворы. Батареи возможно размещать только на достаточно открытых площадках, таких как стадионы, городские площади, парки, которых не много, да и там зениткам мешают окружающие дома и деревья.

Комплекс зенитных башен в Аугартене, Вена, на фоне города

К этому прибавлялись проблемы работы радиолокаторов, первые образцы которых у Люфтваффе появились ещё в 1939 году. Для их чёткой работы требовались отсутствие каких-либо объектов между приёмо-передающей антенной и целью. Радиолокаторы дальнего обнаружения типа «Маммут», располагавшиеся за пределами городов, давали направление на цель лишь до момента приближения бомбардировщиков к городу, тогда как зенитчикам было необходимо получать непрерывные данные для стрельбы на дальностях от 30 км до, практически, нуля. Эти данные могли удовлетворительно выдавать радиолокаторы типа FuMG 39 Würzburg, но при условии, что антенна находится выше городских крыш.

Наличие свободной зоны также было необходимо для зенитных прожекторов и звукопеленгаторов, особенно для последних, поскольку отражённый от высоких местных предметов звук моторов вражеских самолётов приводил к ошибкам в азимуте цели до 180 градусов. Открытое пространство требовалось и оптическим дальномерам, на которые делалась основная ставка в условиях ясной погоды, зрительным трубам, биноклям и т. п.

Решение проблемы лежало в установке средств ПВО на крышах домов и высотных зданий, однако по опыту Первой мировой войны было известно, что перекрытия и крыши не позволят установить орудия калибром выше 37 мм, как и многие из других средств ПВО. А на основании информации о результатах налётов на Лондон и другие крупные города Великобритании, немецкое руководство пришло к выводу о том, что размещение тяжёлых зенитных средств в центральных районов некоторых крупных городов необходимо.

Для этого необходимо было строить специальные сооружения, которые обеспечивали бы как размещение крупнокалиберных зенитных орудий выше уровня крыш домов, так и средств обнаружения, целеуказания, вычисления данных для стрельбы, и командных пунктов. Кроме того, эти сооружения должны были обеспечивать стопроцентную защиту обслуживающего персонала, в том числе и от химического оружия, полную автономность снабжения электричеством, водой, канализацией, врачебной помощью, питанием. В процессе выработки решения Гитлер пришёл к выводу о том, что эти сооружения будут одобрены населением только в том случае, если гражданские люди смогут получать в них укрытие от бомбардировщиков врага, что также отразилось в техническом задании.

Боевая башня 2-го поколения во время строительства

К середине лета 1940 года были выработаны основные требования к этим сооружениям. Зенитные башни должны были решать четыре основные задачи и одну вспомогательную:

  1. Обнаружение и определение координат воздушных целей, и выдача данных для стрельбы зенитных орудий как собственных, так и наземных батарей данного сектора.
  2. Командование всеми средствами ПВО сектора и координация действий всех средств ПВО. При этом одна из башен руководила ПВО всего города и координировала действия зенитных батарей с истребительной авиацией.
  3. Поражение воздушных целей, оказавшихся в зоне досягаемости орудий боевой башни, зенитным огнем.
  4. Укрытие гражданского населения от авиационных средств поражения.

Вспомогательная задача состояла в том, что башни должны были при помощи лёгких зениток обеспечивать самооборону от низколетящих штурмовиков.

Под руководством Альберта Шпеера профессор архитектуры Фридрих Таммс спроектировал эти сооружения, попытавшись при этом вписать их в архитектуру городов. Последним толчком к строительству башен явился первый налёт на Берлин 29 британских бомбардировщиков в ночь на 26 августа 1940 года, после которого Гитлер немедленно утвердил проекты и санкционировал строительство зенитных башен в трёх крупнейших городах Германии — Берлине, Гамбурге и Вене. Проектирование и сооружение зенитных башен было поручено Организации Тодта.

Предполагалось в дальнейшем построить подобные башни и в других крупных городах, среди которых на первом плане стояли Бремен, Вильгельмсхафен, Киль, Кёльн, Кёнигсберг.

В частности, совещание по Бремену состоялось 28 октября 1942 года. На этом совещании было решено построить зенитную башню в сквере между Нойштадт-Контрэскарпе, Лайбницштрассе и Рихтгофенштрассе. Однако, уровень совещания был невелик — сенатор доктор Фишер, начальник строительного управления Люфтваффе Ассманн, командир 8-й зенитной дивизии генерал-лейтенант Вагнер и инженер строительного управления Бокманн. В их руках было недостаточно власти и средств для возведения столь грандиозного сооружения. Высшие инстанции согласились с необходимостью строительства зенитных башен в Бремене, однако потребовали, чтобы это строительство не сократило программу строительства убежищ ПВО в городе, а расходы на их строительство должен был нести сам город. Поэтому всё в Бремене остановилось на уровне проектирования.



Просмотров: 6423


<<< Дискуссия о целесообразности атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки
Бомбардировка Кёнигсберга >>>