Авиация Зыбь (ракета-носитель) - Конструкция

02 апреля 2011


Оглавление:
1. Зыбь (ракета-носитель)
2. Конструкция
3. Испытания
4. Модификации
5. Эксплуатация
6. Тактико-технические характеристики
7. Оценка проекта



Схема ракеты Р-27
1 — моноблочная головная часть; 2 — приборный отсек; 3 — резинометаллические амортизаторы; 4 — система перелива окислителя из нижнего полубака в верхний; 5 — патрубки системы наддува баков; 6 — верхний и нижний полубаки окислителя; 7 — система забора окислителя; 8 — бак горючего; 9 — маршевый блок двигателя; 10 — рулевой блок

Ракета Р-27 была выполнена по одноступенчатой схеме с моноблочной отделяемой головной частью. Корпус ракеты цельносварной, герметичный, изготавливался из «вафельных» полотен, полученных химическим фрезерованием плит из алюминиево-магниевого сплава АМг6. Было достигнуто 5—6-кратное превышение толщины листа исходного металла над толщиной получаемой оболочки. Впоследствии, при применении механического фрезерования, этот показатель довели до 9. Наружная поверхность корпуса защищалась тепловлагостойким покрытием на основе асботекстолита.

На ракете устанавливался жидкостный ракетный двигатель 4Д10 разработки ОКБ-2, состоявший из двух блоков. Двигатель состоял из маршевого блока тягой 23 тонны и рулевого блока из двух камер общей тягой 3 тонны. В ЖРД использовались самовоспламеняющиеся компоненты топлива. В качестве горючего применялся несимметричный диметилгидразин, а в качестве окислителя — азотный тетроксид. Подача компонентов топлива осуществлялась турбонасосными агрегатами. Маршевый двигатель работал по схеме с дожиганием окислительного газа. Тяга двигателя регулировалась регулятором расхода горючего. Рулевой блок был выполнен по схеме без дожигания, с газогенератором вырабатывающим газ с избытком горючего. Тяга рулевого блока управлялась регулятором на общей линии окислителя.

Впервые в мировой практике двигатель был размещён в топливном баке — так называемая «утоплённая» схема. При монтаже двигателя были использованы только неразъёмные соединения — сварка и пайка. Двигатель стал необслуживаемым и непроверяемым. Запуск двигателя осуществлялся от одного пиропатрона, а выход на режим контролировался собственной автоматикой. Качающиеся камеры рулевого двигателя были установлены на коническом днище топливного бака, под углом 45° к плоскостям стабилизации ракеты. Крепление стальных элементов двигателя к алюминиевому корпусу осуществлялось с помощью специальных биметаллических переходников.

Для уменьшения незаполненных топливом полостей ракеты использовалось общее двухслойное днище баков горючего и окислителя. Это позволило устранить межбаковый отсек. Ещё одним новаторским решением стала заводская заправка топливом с последующей «ампулизацией» баков посредством заварки заправочно-дренажных клапанов. В совокупности с работами по повышению коррозионной стойкости материалов, герметичности швов и соединений, это позволило установить срок службы ракет в заправленном состоянии 5 лет. А впоследствии довести его до 15

Элементы инерциальной системы управления впервые в СССР были размещены на гиростабилизированной платформе. Аппаратура системы управления размещалась в герметизированном объёме, образованном полусферическим верхним днищем бака окислителя. Это позволило исключить из конструкции ракеты классический приборный отсек.

Ракета оснащалась моноблочной отделяемой головной частью весом 650 кг. Мощность размещённого на ней ядерного заряда 1 Мт. Для отделения головной части от ракеты, впервые в практике ГРЦ, было применено устройство взрывного действия — детонирующий удлинённый заряд кумулятивного типа на основе бризантного взрывчатого вещества. При стрельбе на максимальную дальность было достигнуто КВО 1,9 км.

Тип старта ракеты — мокрый, из предварительно затопленной шахты. В нижней части Р-27 был установлен специальный переходник, с помощью которого ракета стыковалась со стартовым столом. В процессе подготовки ракеты к старту осуществлялся наддув баков ракеты. В шахту поступала вода и давление уравнивалось с забортным. Открывалась крышка ракетной шахты. Для снижения гидравлического удара, возникающего при запуске двигателя в заполненной ракетой шахте, запуск двигателя осуществлялся в герметичный объём образованный переходником и стартовым столом. Была разработана технология создания «динамического колокола». В начале старта в образованный переходником «газовый колокол» производился запуск рулевых двигателей. Затем, при начале движения ракеты, осуществлялся запуск маршевого двигателя и постепенный вывод его на режим полной тяги.

При дальнейшем движении ракеты на неё начинал действовать момент от набегающего потока воды. Снижению нагрузок, действующих на конструкцию выходящей из шахты ракеты способствовал предварительный наддув баков и расположенные на самой ракете пояса специальных резинометаллических амортизаторов.

Обслуживание и процедуры предстартовой подготовки и старта ракет были максимально возможно автоматизированы. С единого пульта корабельной системы повседневного и предстартового обслуживания ракет обеспечивалось дистанционное управление и контроль за состоянием систем. С пульта управления ракетным оружием осуществлялось проведение комплексных регламентных проверок, управление предстартовой подготовкой и стартом ракет.

Исходные данные для стрельбы вырабатывались созданной под руководством главного конструктора Бельского Р. Р. боевой информационно-управляющей системой «Туча». Аппаратура позволяла производить боевую стрельбу двумя восьмиракетными залпами.

Пуск ракет осуществлялся с глубины 40—50 м, скорости лодки до 4 узлов и волнении моря 5 баллов. Время предстартовой подготовки ракет 10 минут. Интервал стрельбы ракет в одном залпе — 8 секунд. Время между залпами по источникам не уточняется.



Просмотров: 7033


<<< Зенит-2 (ракета-носитель)
Испытания средств выведения космических аппаратов >>>